ДООП Хайтек - 3 год

Центр технического развития – детский технопарк «Кванториум»
Свердловской детской железной дороги –
структурное подразделение Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Согласовано и утверждено на
методическом совете СвДЖД
Протокол №13 от 09.09.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Свердловской детской
железной дороги
___________/Алалыкин М.В.
«09» сентября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Хайтек»
Продвинутый модуль (3 год обучения) – 144 часа
Направленность – техническая
Возраст обучающихся - 11 – 17 лет
Срок реализации программы – 1 год

Авторы-составители:
Жигальцев Н.П.,
Педагог дополнительного образования
(по направлению хайтек)
Малахаев И.В.,
Методист

Екатеринбург, 2024 год

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Хайтек» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273− «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41;
Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования обучающихся»;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных программ учреждения.
При разработке программы были использованы методические материалы Фонда новых
форм развития образования «Хайтек тулкит», разработанный Тимирбаевым Денисом
Фаридовичем.
1.1.1. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Энерджиквантум» имеет
техническую направленность. Её цель и задачи направлены на формирование научного
мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских,
прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области
точных наук и технического творчества.
1.1.2. Основанием для проектирования и реализации данной общеразвивающей
программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и
государственных программных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об
−
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020);
−
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в РФ»;
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
−
граждан в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
−
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
−
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03 2022г № 678-р;
−
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
(утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021)
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие
образования;
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196
−
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.
−
№533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196»;

2

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
−
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» ред. от 02.02.2021г.;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
−
от 22.09.2021г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
−
от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09–3242.
−
«О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
−
от
28.09.2020
г.
№
28
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.3648–20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
−
Методические рекомендации по созданию и функционированию центров
цифрового образования «IT-куб» (утверждены распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-5);
Распоряжение Правительства Свердловской области № 646-РП
−
от 26.10.2018 «О создании в Свердловской области целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей»;
Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
−
программах государственного автономного нетипового образовательного учреждения
Свердловской области «Дворец молодёжи», утвержденного приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодёжи» от 29.11.2018г. №593-Д.
−
1.1.3. Актуальность программы
Запрос на современный подход для подготовки специалистов технической
направленности позволяет обучать специалистов с юного возраста, что дает сильный
толчок в развитии этого направления. Современный инженер должен уметь решать
огромный спектр задач, что требует от него большого количества умений. Создание
условий и современные методы обучения, позволит будущему специалисту создавать
проекты, вносить изменения в инженерные технологии и управлять производственными
процессами.
Занятия по программе уровня «Хайтек базовый уровень.», позволят детям познакомиться
с оборудованием, инструментом, необходимым для изготовления изделий, понять порядок
технологической цепочки от эскиза до готового продукта и начать путь будущего
инженера в современном обществе.
Знакомство детей с высокотехнологичным
оборудованием, позволит «переместить» детей на «производство» и научить работать с
этим оборудованием. Ребята получат базовые знания в области электричества, черчения,
моделирования и настройки оборудования. Это позволит определить дальнейший вектор
развития детей в данном направлении.
1.1.4. Прогностичность программы
Прогностичность программы «Хайтек » заключается в том, что она отражает требования и
актуальные тенденции не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, а также имеет
междисциплинарный характер, что полностью отражает современные тенденции
построения как дополнительных общеобразовательных программ, так и образования в
целом.

3

Ознакомление с основами современной энергетики формирует у обучающихся навыки
использования современных источников электроэнергии в повседневной жизни,
исследовательской деятельности и анализа информации, что даёт возможность
критически оценивать получаемую информацию, использовать её в позитивных целях и
нейтрализовать её негативное влияние. В процессе изучения энергетики, обучающиеся
получают дополнительное образование в области физики, химии, электрохимии,
математики. Таким образом, у подростков развиваются научно-исследовательские,
технико-технологические компетенции.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения программы, могут быть
использованы обучающимися при сдаче ЕГЭ, участии в олимпиадах по физике и химии, а
также при обучении на начальных курсах в ВУЗах.
1.1.5. Отличительные особенности программы
Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы «Хайтек»
в том, что она является практико-ориентированной. Освоенный подростками
теоретический материал закрепляется в виде опросов, задач, игр и проектов. На
практических занятиях обучающиеся решают актуальные прикладные задачи с
помощью передовых технологий. Таким образом, обеспечено простое запоминание
сложнейших терминов и понятий.
3. Модульный принцип построения программы «Хайтек» позволяет обучающимся
оценить сформированность соответствующих компетенций при выполнении
контрольных точек.
1. 1. 6 Адресат общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Хайтек» предназначена для детей в
возрасте 14–17 лет. На обучение по программе принимаются все желающие из числа
уникального контингента.
Возрастные особенности группы
– 14 лет – подростковый период. Характерная особенность – личное самосознание,
сознательное проявление индивидуальности. Ведущая потребность – самоутверждение. В
подростковый период стабилизируются интересы детей. Основное новообразование –
становление взрослости как стремление к жизни в обществе взрослых. К основным
ориентирам взросления относятся: социально-моральные – наличие собственных взглядов,
оценок, стремление их отстаивать; интеллектуально-деятельностные – освоение
элементов самообразования, желание разобраться в интересующих подростка областях;
культурологические – потребность отразить взрослость во внешнем облике, манерах
поведения. Роль педагога дополнительного образования в работе с подростками
заключается в том, чтобы регулярно осуществлять их подготовку к самопрезентации
социально значимой группе людей.
– 15–17 лет – юношеский возраст. Социальная готовность к общественно
полезному производительному труду и гражданской ответственности. В отличие от
подросткового возраста, где проявление индивидуальности осуществляется благодаря
самоидентификации – «кто я», в юношеском возрасте индивидуальность выражается
через самопроявление – «как я влияю». Основная задача педагога дополнительного
образования в работе с детьми в возрасте 15–16 лет сводится к решению противоречия
между готовностью их к полноценной социальной жизни и недопущением отставания от
жизни содержания и организации их образовательной деятельности.
Содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности
детей в возрасте 14–17 лет, указанные в ДООП и определяющие выбор форм проведения
занятий с обучающимися.
В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное
формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных
убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.
2.

4

Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших
школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров
по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и
обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается
подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая.
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача.
Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога,
родителя, согласиться с разумными доводами. Однако ввиду особенностей мышления,
характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения
сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность,
убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями –
характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они
позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и
общепринятых взглядов, проявить себя.
Также следует отметить, что подростки данной возрастной группы
характеризуются такими психическими процессами, как стремление углублённо понять
себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Это порождает у
подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявления себя в тех
качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Эти процессы
позволяют положить начало созданию начального профессионального самоопределения
обучающихся.
1.1. 7 Режим занятий, объём общеразвивающей программы:
длительность одного занятия составляет 2 академических часа, периодичность занятий – 2
раза в неделю.
1.1.8 Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием
программы и составляет 1 год.
1.1.9 Формы обучения: сочетание очной и очно-заочной форм образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17, п.2.).
1.1.10 Объём общеразвивающей программы составляет 144 часа.
1.1.11. Углубленный уровень рассчитан на детей в возрасте 14–17 лет, проявляющих
интерес к проектной деятельности.

5

1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: вовлечение обучающихся в проектную деятельность в проектирования ,
формирование умений и потребности самостоятельно пополнять знания.
Формирование практических навыков работы с использованием современных
технологий.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд обучающих,
развивающих и воспитательных задач:
Обучающие:
получение обучающимися базовых знаний в САПР- проектировании;
−
получение обучающимися базовых знаний по владению современным ЧПУ
−
оборудованием;
получение обучающимися базовых знаний по основам научного метода.
−
Личностные:
− способствовать воспитанию этики групповой работы, отношений делового
сотрудничества, взаимоуважения;
− способствовать развитию основы коммуникативных отношений внутри
проектных групп и в коллективе в целом;
− способствовать воспитанию упорства в достижении результата;
− сформировать целеустремлённость, организованность, ответственное
отношение к труду и уважительное отношение к окружающим.
Метапредметные:
˗ развивать логическое мышление;
˗ развивать навыки исследовательской и проектной деятельности;
˗ сформировать трудовые умения и навыки;
˗ сформировать умение планировать работу, предвидеть результат и достигать
его;
˗ способствовать развитию самостоятельности в решении возникающих в
процессе создания энергетических систем;
˗ познакомить с правилами индивидуального и коллективного безопасного
поведения при работе с электрооборудования.

6

1.3 Содержание общеразвивающей программы
1.3.1
№п/п

Раздел/тема или

Учебный план 2023-2024гг

Количество часов

название кейса

Форма аттестации/

2.

Вводное занятие
Проект

2

1

142

8

Практика

1

Теория

Всего

контроля

1

Деловые игры. Собеседование

134

исследовательская
шагающая
платформа

для

всероссийского
конкурса
“Перспектива 3д”
2.1

Постановка
проблемы

2

1

1

2.2

Самооценка/взаимооценка
Знакомство с
оборудованием

2.3

2.4

2.5
2.6
2.7
2.8
2.9

Срезовые задания

Изучение типов
механических
взаимосвязей

2

-

2

обучающихся своих знаний и
умений
Самооценка/взаимооценка

4

Составление
технического
4
задания для
кинематической
платформы
Сборка обновленной
20
платформы
Конфигурирование
10
платы управления
Сборка платформы
10
Тестирование
платформы
6
управления
Установка
6

-

4

обучающихся своих знаний и
умений

-

4

-

20

-

10

-

4

-

6

-

6

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика.

Защита кейса

7

№п/п

Раздел/тема или

Количество часов

название кейса

Форма аттестации/

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14
2.15

2.16
2.17

Рефлексия по
результатам
конкурса
Поиск решений для
улучшения
результата
Поиск необходимых

Практика

дополнительных
взаимосвязей в
конструкцию
Мини-соревнования
для определения
основного и
запасного оператора
Настройка
параметров
платформы для
лучшей
управляемости и
высокой динамики и
тестирование этих
параметров
Составление
конкурсной заявки
для участия в
конкурсе
Улучшение техники
проходимости
платформы
оператором
; доскональное
изучение
механизмов модели
Тестирование и
настройка
параметров работы
повышающих и
понижающих
преобразователей
Участие в очной
части конкурса

Теория

Всего

контроля

Групповая
10

-

10

оценка

работ.

Деловые игры. Собеседование
Групповая

оценка

работ.

Деловые игры. Собеседование
10

-

10

Групповая
4

1

3

оценка

работ.

Деловые игры. Собеседование
Самооценка/взаимооценка
обучающихся своих знаний и

20

2

18

6

-

6

6

-

6

умений.

Срезовые задания
Самооценка/взаимооценка

2

1

1

обучающихся своих знаний и
умений.

14

2

12

4

-

4

Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика.

8

№п/п

Раздел/тема или

Количество часов

название кейса

Форма аттестации/

2.18

Практика

комплектующих для
улучшения
результата
Создание
презентации для
2
публичного
выступления
144
ИТОГО

Теория

Всего

контроля

Защита проекта
1

1

22

122

Содержание учебного плана 2023-2024гг
Содержание

№ п/п Название блока, темы/кейса
Теория
1

2.

2.1
2.2
2.3
2.4

Вводное занятие

Практика

Представление основных
возможностей «Кванториума» Игры на
командообразование
(экскурсия), в целом,
знакомство с ценностями
Проведения игры «Слон»
«Кванториума». Инструктаж
для знакомства и
по охране труда, технике
командообразования
безопасности и правилам
обучающихся
поведения в кабинете.

Проект “Шагающая
исследовательская
платформа “Перспектива
3д”
Постановка проблемы
Знакомство с оборудованием
Подбор комплектующих
Составление технического
задания для шагающей
платформы

Знакомство с проблемой
-

Поиск информации по
теме
Знакомство с
оборудованием

Изучение стендов для зарядки
водорода
-

Составление
технического задания
для нового водородного
топливного элемента

9

Содержание

№ п/п Название блока, темы/кейса
Теория
2.5
2.6
2.7

Сборка обновленной
платформы
Конфигурирование
контроллера
Сборка шагающей базы

2.8

-

Тестирование шагающей базы
2.9
2.10

Установка модуля
беспроводной связи
Мини-соревнования для
определения основного и
запасного пилота

-

2.11
Настройка параметров
конфигурационного файла,
дальнейшее тестирование.
2.12

Составление конкурсной
заявки для участия в конкурсе

2.13

-

Проектирование
дополнительных отсеков для
размещения источников
питания платформы
2.14

Тестирование и настройка
параметров

Практика
Сборка обновленной
модели автомобиля
Создание новой платы
для управления
топливным элементом
Сборка топливного
элемента
Тестирование
топливного элемента и
платы управления
Установка топливного
элемента на шасси
автомобиля
Мини-соревнования для
определения основного и
запасного пилота
Настройка параметров
автомобиля для лучшей
управляемости и
высокой динамики и
тестирование этих
параметров
Составление конкурсной
заявки для участия в
конкурсе
Улучшение техники
вождения модели
автомобиля пилотом и
запасным пилотом;
доскональное изучение
механизмов модели
автомобиля механиками
Тестирование и
настройка параметров
работы топливного
элемента
Участие в очной части
конкурса
Рефлексия по
результатам конкурса

2.15

Участие в очной части
конкурса

-

2.16

Рефлексия по результатам
конкурса

-

2.17

Поиск решений для
улучшения результата

-

Поиск решений для
улучшения результата

2.18

Поиск необходимых
комплектующих для
улучшения результата

-

Поиск необходимых
комплектующих для

10

Содержание

№ п/п Название блока, темы/кейса
Теория

Практика
улучшения результата

3

Создание презентации для
публичного выступления

Верстка презентации и
публичное создание слово

Публичная презентация
и защита проектов.

11

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
− умение работать с ручным и электроинструментом;
− умение работать в САПР;
− умение работать с аддитивными технологиями;
− умение работать с лазерными технологиями;
− умение работать с фрезерным ЧПУ станком;
− умение работать и понимать g-code;
− умение работать с конфигурированием кода;
умение создавать прототип проектируемого устройства;
Личностные:
− сформированность этики групповой работы, отношений делового
сотрудничества, взаимоуважения;
− проявление коммуникативных отношений внутри проектных групп и в
коллективе в целом;
− проявление упорства в достижении результата;
− проявление целеустремлённости, организованности, ответственное отношение
к труду и уважительное отношение к окружающим.
Метапредметные:
˗ проявление логического мышления;
˗ проявление навыков исследовательской и проектной деятельности;
˗ выработанные трудовые умения и навыки;
˗ умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его;
˗ проявление самостоятельности в решении возникающих в процессе
программирования затруднений;
˗ выработанные навыки индивидуального и коллективного безопасного
поведения при работе с электрооборудованием.

12

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график на 2023–2024 учебный год

№

Основные характеристики

п/п

образовательного процесса

Количество часов в
год/дней

1

Количество учебных недель

36

2

Количество часов в неделю

4

3

Количество часов

144

4

Недель в I полугодии

16

5

Недель во II полугодии

20

6

Начало занятий

12 сентября

7

Выходные дни

31 декабря – 8 января

8

Окончание учебного года

31 мая

13

2.2.
Условия реализации общеразвивающей программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Требования к помещению:
- помещение для занятий, отвечающие требованиям СанПин для учреждений
дополнительного образования;
- качественное освещение;
- столы, стулья по количеству обучающихся и рабочим местом для педагога.
Оборудование:
телевизор Samsung 65"–2 шт.;
соединение с Интернетом;
компьютеры и ноутбуки (графические станции) на каждого обучающегося и
преподавателя:
ноутбуки asus, компьютерными мышами, клавиатурами Logitech м
наушниками Pioneer;
графические станции dell в составе с клавиатурами, мышами, мониторами;
web-камера;
сетевой удлинитель 3м (6 розеток).
Расходные материалы:
маркеры для белой доски;
бумага;
шариковые ручки
фанера
пластик для 3д печати.
2.2.2. Информационное обеспечение
Офисное программное обеспечение.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Программа реализуется Н. П. Жигальцевым, педагогом дополнительного
образования.
Реализовывать программу могут педагоги дополнительного образования,
соответствующие профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021г. № 652н). Обладающие достаточными знаниями в области
педагогики, психологии и методологии, знающие особенности обучения современной
энергетике.

14

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Система контроля знаний и умений обучающихся представляется в виде учёта
результатов по итогам создания промежуточных проектов (приложение 5) и посредством
наблюдения, отслеживания динамики развития обучающегося (приложение 3). В конце
учебного года, обучающиеся проходят защиту индивидуальных / групповых проектов
(приложение 2, 6).
Система вводного, промежуточного и итогового контроля знаний и умений
обучающихся представляется в виде учёта индивидуального результата по каждому
контрольному мероприятию и подведения в итоге суммарного балла для каждого
обучающегося.
Входным контролем при приёме на обучение детей, является успешное
предварительное тестирование (Приложение 1).
Текущий контроль осуществляется регулярно в течение учебного года. Контроль
теоретических знаний осуществляется с помощью педагогического наблюдения, тестов,
опросов. В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполнения работ учащихся, где анализируются положительные и отрицательные
стороны работ, корректируются недостатки.
Промежуточный мониторинг реализуется посредством оценки работы с
промежуточными проектами (приложение 4, 5). Оценка освоения программы в конце
модуля осуществляется по 20-бальной шкале, которая переводится в один из уровней
освоения образовательной программы согласно таблице.
Уровень освоения программы по модулю
Набранные баллы обучающимся
1–9 баллов
10–14 баллов
15–20 баллов

Уровень освоения
Низкий
Средний
Высокий

Индивидуальный / групповой проект оценивается формируемой комиссией. Состав
комиссии (не менее 3-х человек): педагог (в обязательном порядке), администрация
учебной организации, приветствуется привлечение IT-профессионалов, представителей
высших и других учебных заведений.
Компонентами оценки индивидуального / группового проекта являются (по мере
убывания значимости): качество проектной работы, отзыв руководителя проекта, уровень
презентации и защиты проекта. Если проект выполнен группой обучающихся, то при
оценивании учитывается не только уровень исполнения проекта в целом, но и личный
вклад каждого из авторов. Решение принимается коллегиально. Для оценки проекта
членам комиссии рекомендуется использовать «Бланк оценки индивидуальных /
групповых проектов».
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по 100-балльной шкале,
которая переводится в один из уровней освоения образовательной программы согласно
таблице:
Уровень освоения программы по окончании обучения
Баллы, набранные учащимся
1–39 баллов
40–79 баллов
80–100 баллов

Уровень освоения
Низкий
Средний
Высокий

15

Формы проведения итогов по каждой теме и каждому разделу общеразвивающей
программы соответствуют целям и задачам ДООП.

16

2.4. Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в очной форме с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
2.4.1. В образовательном процессе используются следующие методы:
− объяснительно-иллюстративный;
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её
самостоятельно или группой);
− проектно-исследовательский;
− наглядный (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм; использование
технических средств; просмотр кино- и телепрограмм);
− практический (практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций
и т. д.).
Программа предполагает групповую и индивидуально-самостоятельную формы
обучения.
Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности
обучающихся к освоению содержания модуля, степени сложности материала, типа
учебного занятия. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав
группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей.
2.4.2. Формы обучения
Фронтальная – предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в
едином темпе и с общими задачами. Для реализации обучения используется компьютер
педагога с мультимедиа проектором, посредством которых учебный материал
демонстрируется на общий экран. Активно используются Интернет-ресурсы.
Групповая – предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого
группа распределяется на подгруппы не более 6 человек, работа в которых регулируется
педагогом.
Индивидуальная – подразумевает взаимодействие преподавателя с одним
обучающимся. Как правило данная форма используется в сочетании с фронтальной. Часть
занятия (объяснение новой темы) проводится фронтально, затем обучающийся выполняют
индивидуальные задания или общие задания в индивидуальном темпе.
Дистанционная – взаимодействие педагога и обучающихся между собой на
расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты. Для реализации
дистанционной формы обучения весь дидактический материал размещается в свободном
доступе в сети Интернет, происходит свободное общение педагога и обучающихся в
социальных сетях, по электронной почте, посредством видеоконференции или в общем
чате. Кроме того, дистанционное обучение позволяет проводить консультации
обучающегося при самостоятельной работе дома. Налаженная система сетевого
взаимодействия подростка и педагога, позволяет не ограничивать процесс обучения
нахождением в учебной аудитории, обеспечить возможность непрерывного обучения в
том числе, для часто болеющих детей или всех детей в период сезонных карантинов
(например, по гриппу) и температурных ограничениях посещения занятий.
2.4.3. Формы организации учебного занятия
В образовательном процессе помимо традиционного учебного занятия
используются многообразные формы, которые несут учебную нагрузку и могут
использоваться как активные способы освоения детьми образовательной программы, в
соответствии с возрастом обучающихся, составом группы, содержанием учебного модуля:
беседа, лекция, мастер-класс, практическое занятие, защита проектов, консультация.
Некоторые формы проведения занятий могут объединять несколько учебных групп
или весь состав объединения, например экскурсия, викторина, конкурс и т. д.

17

2.4.4. Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, создание ситуации успеха и др.
2.4.5. Педагогические технологии: индивидуализации обучения; группового
обучения;
коллективного
взаимообучения;
дифференцированного
обучения;
разноуровневого обучения; проблемного обучения; развивающего обучения;
дистанционного обучения; игровой деятельности; коммуникативная технология обучения;
коллективной
творческой
деятельности;
решения
изобретательских
задач;
здоровьесберегающая технология.
2.4.6. Дидактические материалы
Методические пособия, разработанные преподавателем с учётом конкретных задач,
варианты демонстрационных программ, материалы по терминологии ПО, инструкции по
настройке оборудования, учебная и техническая литература. Используются
педагогические технологии индивидуализации обучения и коллективной деятельности.

18

2.5. Список литературы
Бочкарев А. И. История развития науки, техники и высоких технологий : учебник / А. И.
Бочкарев, Т. С. Бочкарева ; под общ. ред. В. И. Воловача. – Москва
: Русайнс, 2024. – 211 с. – ISBN 978-5-466-03511-7. – Текст : электронный // Электронная
библиотечная система BOOK.RU. – URL: https://book.ru/book/950559 (дата обращения:
19.02.2024). – Режим доступа: по подписке.
Аннотация: Учебник содержит представление истории развития науки, техники и высоких
технологий в соответствии с рабочими учебными программами дисциплин и на основе
синергетической парадигмы фундаментальности. Рассмотрены становление и развитие
науки, техники и высоких технологий, как части единой культуры человечества,
особенности интересного, порой трагического мира научного творчества в поисках
нового выхода из цивилизационных кризисов, лучшего будущего для себя и своих
потомков. Данный учебник актуален в связи с быстрой сменой инновационных
технологий, стимулирующих развитие науки, техники и высоких технологий во всех
сферах жизнедеятельности. Современное содержание учебника позволит вовлечь
молодежь в творческую научно-исследовательскую деятельность, заложенную в
креативной природе человека. Для студентов вузов, аспирантов, магистров и
преподавателей, а также всех, интересующихся историей развития науки, техники и
высоких технологий. Ключевые слова: наука, методология, техника, высокие
инновационные технологии, синергетика творчества.
Высокие технологии и инновации в науке : сборник избранных статей Международной
научной конференции, Санкт-Петербург, 28 января 2021 года. – Санкт-Петербург: ГНИИ
«Нацразвитие»,
2021.
–
268
с.
–
ISBN
978-5-6045523-7-7.
–
DOI
10.37539/VT189.2021.22.91.001. – Текст : электронный // eLIBRARY.RU :
научная электронная
библиотека. –
URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45618743_16426675.pdf
(дата
обращения: 19.02.2024). – Режим доступа: авториз. пользователь.
Аннотация: В материалах конференции публикуются избранные научные работы
участников. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Высокие
технологии в науке" адресованы руководителям и специалистам государственных и
негосударственных организаций, научным работникам и преподавателям, аспирантам,
студентам. 8.0 В сборник вошли избранные статьи, рекомендованные к публикации
редакционно-издательским советом ГНИИ "Нацразвитие". Издание адресовано научным и
педагогическим работникам научных и производственных организаций, учебных
заведений.
Высокие технологии и инновации в науке : сборник избранных статей Международной
научной конференции, Санкт-Петербург, 27 ноября 2020 года. – Санкт-Петербург : ГНИИ
«НАЦРАЗВИТИЕ», 2020. – 392 с. – ISBN 978-5-6045522-30. – DOI 10.37539/VT188.2020.24.57.001. – Текст : электронный // eLIBRARY.RU :
научная электронная
библиотека. –
URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44616972_15248391.pdf
(дата
обращения: 19.20.2024). – Режим доступа: авториз. пользователь.
Аннотация: В материалах конференции публикуются избранные научные работы
участников. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Высокие
технологии в науке" адресованы руководителям и специалистам государственных и
негосударственных организаций, научным работникам и преподавателям, аспирантам,
студентам. 8.0 В сборник вошли избранные статьи, рекомендованные к публикации
редакционно-издательским советом ГНИИ "Нацразвитие". Издание адресовано научным и
педагогическим работникам научных и производственных организаций, учебных
заведений.

19

Гальченко, А. В. Великое противостояние. Экономика, высокие технологии, история и
политика. Опыт количественного анализа и систематизации эмпирических
закономерностей : монография / А. В. Гальченко, Е. И. Балабан, В. А. Тегин ; Московский
политехнический университет. – Вологда : Инфра- Инженерия, 2023. – 356 с. – ISBN 9785-9729-1124-0. – Текст : электронный // Znanium :
электронно-библиотечная
система. –
URL: https://znanium.ru/read?id=432981 (дата обращения:
19.02.2024). – Режим доступа: по подписке.
Аннотация: Изложены основы нового понимания роли цен в экономической социальной и
политической жизни страны и мира полученные по результатам математикостатистического анализа закономерностей изменения цен на промышленную продукцию
за последние 100 лет. Приводятся свидетельства существования автономной экономики
стран
«Золотого миллиарда» которая в ходе «великого противостояния» завоевала просто
фантастические привилегии в неэквивалентном обмене товарами с остальным миром в
результате породившие собственную сегодняшнюю деградацию и потерю
конкурентоспособности. Описаны новые возможности дальнесрочного прогнозирования
цен актуальных для стратегического национального планирования. Книга предназначена
для специалистов и научных работников экономического и технического профиля
предпринимателей политиков историков военнослужащих журналистов и студентов.
Методологические аспекты управления интеллектуальными ресурсами при создании
высокотехнологичной продукции в России : монография / А. В. Леонов, А. Г. Подольский,
В. В. Трущенков, А. Ю. Пронин, А. С. Красникова ; Центральный научноисследовательский институт Военно-воздушных сил Министерства обороны Российской
Федерации. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 241 с. - Библиогр.: с. 230-237 (101 назв.). –
ISBN 978-5-16-111021-8. – Текст :
электронный
Znanium
:
электронно-библиотечная
система.
–
URL:
https://znanium.ru/read?id=422411 (дата обращения: 19.02.2024). – Режим доступа: по
подписке.
Аннотация: В монографии рассматриваются теоретические методологические положения
и методический инструментарий позволяющие на научной основе подойти к решению
проблем управления интеллектуальными ресурсами при создании высокотехнологичной
продукции различного назначения в долгосрочных государственных программах и
проектах в том числе в интересах обеспечения обороны страны и безопасности
государства и реализации нацио нальных проектов. В качестве важнейших видов
интеллектуальных ресурсов рассмотрены: результаты интеллектуальной деятельности
интеллектуальные человеческие ресурсы (естественный интеллект) и возможности
использования искусственного интеллекта. Предназначена для сотрудников научноисследовательских организаций Минобороны России и оборонно-промышленного
комплекса научных работников преподавателей и студентов высшей школы.
Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии = Caspian Journal: Control and
High Technologies : Науч.-техн. журн. / Астраханский государственный университет. –
Астрахань : Астрах. ун-т, 2008 (Астрахань). – . – Выходит ежеквартально. - ISSN 20741707. - Текст : непосредственный // eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека.
– URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?titleid=28495 (дата обращения:
19.02.2024). – Режим доступа: свободный.
Аннотация: В издании публикуются исследовательские и обзорно-аналитические статьи
по перечисленным
специальностям:
Группа
специальностей
1.2
«Компьютерные науки и информатика»: 1.2.2 – Математическое моделирование,
численные методы и
комплексы
программ
(технические
науки).
Группа
специальностей 2.2

20

«Электроника, фотоника, приборостроение и связь»: 2.2.4 – Приборы и методы измерения
(по видам измерений) (технические науки); 2.2.11 – Информационно-измерительные и
управляющие системы (технические науки); 2.2.12 – Приборы, системы и изделия
медицинского назначения (технические науки). Группа специальностей 2.3
«Информационные технологии и телекоммуникации»: 2.3.1 – Системный анализ,
управление и обработка информации (технические науки); 2.3.4 – Управление в
организационных системах (технические науки); 2.3.5 – Математическое и программное
обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей (технические
науки); 2.3.6 – Методы и системы защиты информации, информационная безопасность
(технические науки).

−

21

Приложение 2
Бланк итоговой оценки индивидуальных / групповых итоговых проектных работ обучающихся
(максимум – 20 баллов)
__________________ФИО члена
комиссии
№
п/п

ФИО

Название
проекта

Время
защит
ы

Дата ____________________
Критерий
1
Актуально
сть
проекта
(0-2 б.)

Критерий
2
Постанов
ка
проблем
ы
(0-3 б.)

Критерий 3
Целеполага
ние
(0-2 б.)

Критерий Критерий 5
Критерий 6
4
Практическа Защита проекта
Качество я реализация (представление
результата
(0-5 б.)
проекта,
(0-5 б.)
работоспособн
ость
(0-3 б.)

Итого

_________________/____________________________
подпись

расшифровка

Приложение 3
Бланк наблюдения за динамикой личностного развития обучающихся
Направление / Группа __________________________________________
ПОКАЗАТЕЛИ

№
п/п

ФИО

Во
вре
мя
зан
яти
й
про
явл
яет
уст
ойч
ивы
й
инт
ере
си
ини
циа
тив
у
при
осв
оен
ии
про
гра
мм
ы

Исп
оль
зуе
тв
об
ще
нии
баз
ову
ю
сис
тем
у
пон
яти
й

Акт
ивн
о
сот
руд
нич
ает
со
све
рст
ник
ами
,
ува
жит
ель
но
отн
оси
тся
к
мне
ни
ю
окр
ужа
ющ
их

Про
явл
яет
инт
ере
ск
про
ект
ной
дея
тел
ьно
сти,
акт
ивн
о
вкл
юча
етс
яв
гру
ппо
вую
раб
оту

3 балла – качество проявляется систематически
2 балла – качество проявляется ситуативно
1 балл – качество не проявляет

Акк
ура
тно
отн
оси
тся
к
мат
ери
аль
нотех
нич
еск
им
цен
нос
тям

Соб
лю
дае
т
пра
вил
а
без
опа
сно
го
пов
еде
ния
при
раб
оте
с
ком
пью
тер
ной
тех
ник
ой

Итого

Приложение 4
Пример промежуточных проектных работ по образовательным модулям
Практическая работа по темам:
1. Радиоуправляемая платформа. Постановка проблемы.
2. Внешний хост для кинематической платформы.
3. Разработка механической части устройства для теста Ж.Д. реле.
4. Проектирование и прототипирование пластиковых деталей для нужд Административнохозяйственного корпуса ДКТБ (Заказ реального сектора)
План выполнения:
1. Постановка целей, задач, формирование ТЗ
2. Проработка логики
3. Апробация на реальных примерах

3

№ п/п

ФИ
автора
(автор
ов)

Приложение 5
Лист оценивания промежуточных проектных работ обучающихся
(максимум – 20 баллов)
Степе
Слож
нь
Степе
Качес
ность
Качес
владе
нь
тво
тво
предв
ния
владе
предс
арите
получ
структ
ния
тавле
льной
енных
урами
специ
ния
резуль
обраб
Назва
языка
альны
резуль
ние
отки
татов
прогр
Итого
ми
татов
(по
проек
данны
аммир
терми
(по
та
х (по
шкале
овани
нами
шкале
от 0
шкале
я (по
(по
от 0
до 4
от 0
шкале
шкале
до 4
балло
до 4
от 0
от 0
балло
балло
в)
до 4
до 4
в)
в)
балло
в)

4

Приложение 6
Список возможных тем итоговых проектных работ обучающихся
Работа над персональным проектом — предполагает построение цели, задач для ее
достижения, и выполнение по персональному ТЗ.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».