Свердловская детская железная дорога – структурное подразделение Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Согласовано и утверждено на УТВЕРЖДАЮ методическом совете СвДЖД Начальник Протокол №13 от 09.09.2024 г. Свердловской детской железной дороги ___________/Алалыкин М.В. «09» сентября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ВВЕДЕНИЕ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ОТРАСЛЬ» (2 курс) – 112 часов Направленность – техническая Возраст обучающихся - 11 – 13 лет Срок реализации программы – 1 год Авторы-составители: Пинегина Т.А., Здоровенко Е.Г., педагоги дополнительного образования; Малахаев И.В., методист Екатеринбург, 2024 год Куратор программы от ЦПТК: Степанова Олеся Геннадьевна, ведущий эксперт группы профориентационных проектов для детей и молодежи Центра передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения. Предложения по совершенствованию дополнительных общеразвивающих программ направлять в группу профориентационных проектов для детей и молодежи Центра передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения – структурного подразделения ОАО «РЖД». 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа (детских железных дорог) «Введение в железнодорожную отрасль» (далее - программа) разработана в соответствии с нормативными документами в сфере организации дополнительного образования детей: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития профориентационной деятельности ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденной правлением ОАО «РЖД» (протокол от 11 февраля 2019 г. № 9); Распоряжением ОАО «РЖД» от 18 сентября 2020 г. № 2022/р «Об утверждении типового положения об организации и осуществлении образовательной деятельности детскими железными дорогами»; Распоряжением ОАО «РЖД» от 18 сентября 2020 г. № 2024/р «Об утверждении правил приёма на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, направленным на профориентацию детей в области железнодорожного транспорта, реализуемым детскими железными дорогами»; Распоряжением ОАО «РЖД» от 18 сентября 2020 г. № 2036/р «Об утверждении Положения о разработке, актуализации и оформлении дополнительных общеразвивающих программ детских железных дорог». В холдинге «РЖД» выстроена гибкая система профориентационной работы, включающая в себя негосударственные образовательные учреждения (детские сады, школы-интернаты), уникальные центры профориентации – детские железные дороги, детские оздоровительные лагеря, опорные школы, на базе которых в том числе реализуются корпоративные профориентационные проекты. Реализация профориентационной работы в данном масштабе обусловлена потребностью в воспитании инициативных, креативно мыслящих и ответственных специалистов, способных осваивать новейшие технологии и методы управления, предлагать нестандартные решения, развивать компанию и расти вместе с ней. Программа разработана на основе соединения теоретического и практического обучения, системного подхода к построению процесса профессиональной ориентации на профессии железнодорожного транспорта. 3 Она предполагает поддержку и развитие профессионального самоопределения обучающихся. Программа первого курса обучения направлена на изучение корпоративной культуры, кодекса деловой этики ОАО «РЖД». А также аспектов, которые касаются миссии и имиджа компании, ее корпоративных ценностей. В программе предусмотрено знакомство с техническими средствами железных дорог и основными железнодорожными специальностями, тиражирование опыта системной работы ОАО «РЖД». Программа имеет техническую направленность. Новизна дополнительной программы Новизна программы заключается в сбалансированном сочетании компонентов профориентационного блока и блока дополнительного образования, направленных на формирование компетенций и ориентацию на определенную профессиональную деятельность. Взаимодополняющее сочетание модулей способствует формированию у обучающихся представления о работе железных дорог России. Системообразующим звеном программы выступает принцип «edutainment», как технология обучения через игру. Программа предполагает соединение образовательных и профориентационных практик с развлекательными элементами, что обеспечивает взаимодействие с аудиторией и максимально облегчает восприятие и анализ информации. Актуальность дополнительной программы Актуальность программы обусловлена повышенными требованиями к критериям успешной личности, выражающихся в осознанном выборе направления профессиональной деятельности и траектории личного развития еще в раннем подростковом возрасте. При этом общими для успеха остаются условия развития универсальных навыков (soft skills), такие как креативность, эмоциональный интеллект, коммуникабельность, сотрудничество. Сегодня в условиях конкуренции между крупными высокотехнологичными компаниями за технически и всесторонне развитые кадры Российские железные дороги предоставляют своим обучающимся детских железных дорог возможность раннего выбора пути и помощь на старте в карьерном росте. Уровень освоения – стартовый. 4 Педагогическая целесообразность дополнительной программы Данная программа решает профориентационные задачи по сознательному самоопределению учащихся в выборе будущей профессии. Индивидуальный подход к интересам обучающихся позволяет раскрыть и развить их творческие способности, создать простор для научно-технического поиска. Погружение в железнодорожные профессии, применение игровых методик и практические занятия в сезон организации движения поездов позволяют облегчить процесс знакомства со сложной техникой, механизмами и тренажёрами. Ведущая роль в учебно-методического комплексе программы отдаётся формированию коммуникативных навыков учащихся. Все материалы и пособия призваны сформировать умения грамотно строить рассказ по изученным темам, высказывать мнение, искать и анализировать информацию. Цель дополнительной программы Цель: Профессиональная ориентация обучающихся на железнодорожные профессии, формирование дальнего кадрового резерва холдинга «РЖД» и укрепление имиджа компании среди подрастающего поколения. Задачи: Образовательные: формирование опыта преобразования знаний, полученных при изучении материалов, из фиксированных форм в процесс познавательной активности; формирование представления о многообразии железнодорожных профессий, деятельности холдинга «РЖД», объединяющей железнодорожную отрасль, науку, бизнес и государство; формирование знаний о железнодорожном транспорте и системе управления им, о сооружениях и устройствах инфраструктуры железных дорог, об элементах пути, о сооружениях и устройствах сигнализации и связи, о подвижном составе железных дорог, о принципах организации движения поездов, о специфике железнодорожных профессий, о требованиях охраны труда и обеспечении безопасности работ на железнодорожном транспорте; формирование умений преобразовывать новые знания в содержание творческой деятельности; формирование первичных трудовых навыков и практического опыта по железнодорожным профессиям; формирование индивидуальной образовательной траектории в профессиональном самоопределении и самореализации. Развивающие: 5 развитие или приобретение обучающимися универсальных навыков (soft skills), творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, волевых качеств; создание условий для укрепления здоровья и социальной, профессиональной и творческой самореализации обучающихся; развитие способностей обучающихся под руководством наставника организовывать собственную деятельность, анализировать учебную и рабочую ситуацию, осуществлять поиск информации для выполнения поставленных задач, работать в команде, нести ответственность за результаты своей и коллективной работы. Воспитательные: формирование гражданско-патриотической позиции, приобщение к созданию коллектива единой смены, уделяя особое внимание развитию детского самоуправления и формированию организационных умений, развитие доброжелательности, уважения к окружающим людям, дисциплинированности; обеспечение системного выявления и дальнейшего сопровождения одаренных в инженерных науках обучающихся, формирование у них ценностного отношения к корпоративным нормам, традициям и железнодорожным династиям. Отличительная особенность дополнительной программы Отличительной особенностью является реализация в рамках программы накопленных профориентационных практик ОАО «РЖД», сочетающих в себе игровые, тренинговые, командообразующие форматы, которые в течение учебного года положены в основу теоретической подготовки, а также отражены в практическом ознакомлении с профессиями во время организации движения поездов в летний период. Программа предполагает возможность её адаптации для дальнейшей реализации в полном объеме или отдельными составляющими универсальными модулями в условиях формирования индивидуальных ускоренных образовательных маршрутов, а также в дистанционном формате. Образовательная деятельность в рамках программы имеет следующие особенности: участие в данной образовательной программе (обучающихся, их родителей, педагогов) является добровольным и не имеет жесткой оценки результатов обучения; программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, на развитие познавательного интереса, она дает возможность обучающимся сочетать различные направления и формы занятий. 6 Объем дополнительной программы Для программ дополнительного образования технической направленности рекомендуется в 1-й год обучения – 112 академических часов, из них: теоретическая подготовка – 52 часа; практические занятия по ознакомлению с железнодорожными профессиями в период движения поездов – не менее 40 часов; консультации – не более 8 часов; итоговая аттестация – 2 часа; резерв учебного времени – 10 часов. Наполняемость группы: 15-20 человек, для выполнения проектов и практических работ предполагается деление групп на подгруппы по 4-6 человек. Возраст обучающихся: 11-13 лет. Формы и режим занятий Формы занятий: ознакомительные мастер-классы и тематические интерактивные лекции; групповые теоретические занятия: лекции, мастер-классы, встречи с экспертами, демонстрация обучающих видеоматериалов, видеоконференции и др.; групповые практические занятия: воркшоп, «мозговой штурм», профориентационные встречи, участие в культурно-массовых мероприятиях, коллективная рефлексия, экскурсия на предприятия; самостоятельная работа: изучение материалов, поиск информации, подготовка фото и видеоматериалов, саморефлексия и пр. Режим занятий: 2 академических часа в день – групповая работа, один раз в неделю в течение учебного года и не более 4 академических часов в день в каникулярное время. Формы аттестации Текущая: педагогическая диагностика; педагогическое наблюдение; тренинг; разработка и защита проектов; комбинированная; деловая игра. 7 Итоговая: технические викторины и тест по охране труда и правилам безопасности. Ожидаемый результат В результате реализации программы обучающиеся будут знать: структуру ОАО «РЖД», специфику ее функционирования и принципы управления; перспективы развития железнодорожной отрасли, её место в экономике страны; правила безопасного поведения на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта; основные сооружения и объекты инфраструктуры железных дорог, элементы пути, устройства сигнализации и связи, основные виды подвижного состава железных дорог, принципы организации движения поездов, специфику железнодорожных профессий. Будут уметь: работать в команде; применять базовые принципы тайм-менеджмента и проектирования; применять навыки публичного выступления; применять навыки презентации. Способы определения результативности Освоение образовательной программы складывается из формирования личностной компетентности обучающихся, приобретения здоровьесберегающих навыков, формирования культуры собственной безопасности, приобщения к творчеству. При освоении программы у обучающихся формируется среда ускоренного развития технических способностей, пространство интеллектуальной смелости, создаются условия для формирования изобретательского мышления. В основу построения образовательного процесса положено также первичное знакомство обучающихся с основными видами профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта и овладение ими общими компетенциями (ОК) и допрофессиональными компетенциями (ДК) по профессиям: 8 ОБЩИЕ (ОК) И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ДК) Код Наименование должности Наименование результата обучения ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3 Анализировать учебную и рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, результаты своей работы нести ответственность за ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой эффективного выполнения поставленных задач для ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с товарищами, руководством, клиентами Обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров. Поддержание порядка в вагоне и соблюдение правил ДК 1 Проводник пассажирского вагона перевозки пассажиров. Проверка проездных документов. Оповещение пассажиров в пути следования о правилах безопасности и другой информации. Поддержание оборудования в исправном состоянии. Ведение учёта перевезённых пассажиров. Проверка после высадки пассажиров мест, которые они занимали, на предмет обнаружения оставленных (забытых) вещей Проведение осмотра залов вокзала для проверки соответствия требованиям к санитарно-техническому ДК 2 Дежурный по залу железнодорожного вокзала состоянию и содержанию инженерно-технического оборудования залов вокзала. Информирование о выявленных нарушениях технического состояния и содержания инженерно-технического оборудования залов вокзала непосредственного руководителя. Предоставление устных и письменных справок пассажирам и посетителям вокзала в информационно-справочных центрах, справочных бюро вокзала 9 Код ДК 3 Наименование Наименование результата обучения должности Дежурный по выдаче справок Предоставление устных справок пассажирам и посетителям вокзала в информационно-справочных центрах, справочных бюро вокзала. Оформление письменных справок пассажирам и посетителям вокзала. Оформление информационных стендов вокзала. Ведение документации и составление отчёта о проданных билетах и перевезённых пассажирах Наблюдение за посадкой в поезд и высадкой из поезда пассажиров на платформах вокзала для оперативного ДК 4 Дежурный по посадке пассажиров в поезда вмешательства в случае непредвиденных ситуаций, угрожающих здоровью и безопасности пассажиров. Информирование причастных работников вокзала о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций во время посадки в поезд и высадки из поезда пассажиров на платформах вокзала. Подача сигналов к отправлению пассажирского поезда по завершении посадки в поезд и высадки из поезда пассажиров (организованных групп детей, пассажиров с ограниченными возможностями здоровья) на платформах вокзала, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Ведение отчетной документации. ДК 5 Диктор Оперативное информирование пассажиров и посетителей вокзала о прибытии и отправлении поездов, об изменении графика движения поездов, правил перевозки пассажиров, правил оказания услуг по перевозке на железнодорожном транспорте, о действиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Передача объявлений по громкоговорящей связи по просьбе пассажиров и посетителей вокзала 10 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1 Наименование раздела (модуля)/темы Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика Теоретические занятия 52 25 27 Общие сведения и история 8 4 4 2 1 1 Педагогическое наблюдение История развития железных дорог в мире 2 1 1 Деловая игра Из истории Российских 2 1 1 Педагогическое 1.1 Знакомство с детской железной дорогой 1.2 Количество часов 1.3 железных дорог 2 1 1 1.4 Характеристика железнодорожного транспорта и его место в транспортной системе России Железнодорожная инфраструктура 18 9 9 Что такое железнодорожный путь? Как строили железные 2 1 1 Комбинированная 2 наблюдение Педагогическое наблюдение 2.1 дороги. 2 1 1 Комбинированная 2.2 Правила безопасности на железнодорожном переезде 2 1 1 Комбинированная 2.3 Искусственные сооружения на железных дорогах 2 1 1 Комбинированная 2.4 От паровоза до Сапсана: от угля до магнитного поля 2 1 1 Комбинированная 2.5 Век электричества на железных дорогах России 2.6 Азбука вагонов 2 1 1 Деловая игра 2 1 1 Комбинированная 2.7 Светофоры: разноцветные друзья 2.8 Ручные и звуковые сигналы 2 1 1 Деловая игра 2 1 1 Комбинированная 2.9 Что такое «График», и при чем здесь нитки? 3 Железнодорожные 6 3 3 11 № Количество часов Наименование раздела (модуля)/темы Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 2 1 1 Деловая игра 3.1 Многообразие железнодорожных профессий 2 1 1 Практическая работа 3.2 Атлас железнодорожных профессий будущего 2 1 1 Деловая игра 3.3 Безопасность на железной дороге 4 Организация пассажирских 10 5 5 2 1 1 Комбинированная профессии перевозок и культура обслуживания пассажиров Какими были и какими стали 4.1 вокзалы в России и в мире 2 1 1 Комбинированная 4.2 Как начинается путешествие по железной дороге 2 1 1 Комбинированная 4.3 Проводник пассажирского вагона - помощник приятного путешествия 2 1 1 Комбинированная 4.4 Нештатные ситуации в пути следования поезда 2 1 1 Комбинированная 4.5 Деловой этикет работников железнодорожного транспорта Навыки железнодорожников будущего 8 4 4 Деловая игра 2 1 1 Деловая игра 5.1 Коммуникация и развитие навыков эффективного общения 2 1 1 Деловая игра 5.2 Креативное мышление: как научиться мыслить нестандартно? 2 1 1 Деловая игра 5.3 Командная работы и лидерство 2 1 1 Комбинированная 5.4 Знакомство с современными цифровыми сервисами 5 12 6 Количество часов Наименование раздела № (модуля)/темы Итоговое занятие Всего Теория Практика 2 2 Практические занятия по ознакомлению с железнодорожными профессиями в период движения поездов 40 40 Аттестация 2 2 Резерв учебного времени на самоподготовку и посещение мероприятий ДЖД 10 Консультации 8 ВСЕГО 112 13 Формы аттестации/контроля Конкурс «Лучший юный профессионал» КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ (ДЕТСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ) «ВВЕДЕНИЕ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ОТРАСЛЬ» №п\п 1 Модуль Теоретические Дата Дата Всего Количество Количество начала окончания учебных учебных учебных обучения обучения недель дней часов 1 октября май 26 26 52 1 июня август 2-4 10-20 40 занятия 2 Практические занятия 14 СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.Общие сведения и история Тема 1.1. Знакомство с детской железной дорогой Теория: История появления первых детских железных дорог. Количество ДЖД в России, география ДЖД на карте России. Практика: Экскурсия на детскую железную дорогу. Тема 1.2. История развития железных дорог в мире Теория: История появления железнодорожной колеи. Первые железнодорожные линии мира и России. Идея первой паровой машины. Где и когда был построен первый паровоз. Краткие сведения из истории создания подвижного состава. Первые паровозы Тревитика, Стефенсона, Черепановых. Практика: Настольная игра «Путешествие в страну железных дорог». Тема 1.3. Из истории Российских железных дорог Теория: История строительства первой железной дороги в России. Николаевская железная дорога. Идея инженера Франца Антона фон Гёрстнера. Железная дорога: за и против. Указ Николая Первого о сооружении Царскосельской железной дороги. Значение Царскосельской железной дороги. Железнодорожный транспорт послереволюционной России и СССР. История развития железной дороги региона. Практика: Экскурсия в музей железной дороги. Тема 1.4. Характеристика железнодорожного транспорта и его место в транспортной системе России Теория: Сравнение видов транспорта. Виды транспорта и их особенности, роль железных дорог в единой транспортной системе. Краткая характеристика элементов единой транспортной системы: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного видов транспорта. Перспективы развития железнодорожного транспорта. Перспективы мультимодальных перевозок. Практика: Практическая работа «Сравнение видов транспорта». 2. Железнодорожная инфраструктура Тема 2.1. Что такое железнодорожный путь? Как строили железные дороги Теория: Первые чугунные рельсы. Строение и типоразмеры рельса. Верхнее и нижнее строение пути. Понятие и назначение стрелочного перевода. Ширина колеи в России и в мире. Практика: Выход на путь детской железной дороги, осмотр пути. 15 Тема 2.2. Правила безопасности на железнодорожном переезде Теория: Понятие и назначение переезда. Оборудование переездов. Ограждения железнодорожных переездов со стороны железнодорожного и автомобильного транспорта. Правила безопасности на переездах. Путевые знаки и путевые заграждения. Практика: Работа в рабочей тетради, выход на путь (при наличии переезда). Тема 2.3. Искусственные сооружения на железных дорогах Теория: Искусственные сооружения, их виды и назначение. Многообразие искусственных сооружений: мост, тоннель, галерея, подпорная стена, виадук. Практика: Работа в рабочей тетради. Тема 2.4. От паровоза до Сапсана: от угля до магнитного поля Теория: Виды локомотивов: паровоз, тепловоз, электровоз, МВПС, ССПС. История появления электровоза и тепловоза. Локомотивы детских железных дорог. Перспективы развития локомотивостроения. Практика: Работа в рабочей тетради. Тема 2.5. Век электричества на железных дорогах России Теория: Системы электроснабжения железных дорог. Уровень напряжения в контактной сети. Правила поведения вблизи электрифицированных железнодорожных линий. Практика: Работа в рабочей тетради. Тема 2.6. Азбука вагонов Теория: Что такое вагон? Классификация и основные типы вагонов. Типы грузовых вагонов, их назначение. Типы пассажирских вагонов, их назначение. Интересные факты о появлении первых вагонов. Общее устройство и конструкция пассажирского и грузового вагона. Практика: Практическая работа «Построй свою железную дорогу». Тема 2.7. Светофоры: разноцветные друзья Теория: Назначение и устройство светофора. Значения основных сигналов, подаваемых светофорами. Основные цвета в сигнализации, связанной с движением поездов и маневровой работой. Практика: Работа в рабочей тетради. Тема 2.8. Ручные и звуковые сигналы 16 Теория: Классификация сигналов по способу восприятия и времени применения. Ручные и звуковые сигналы при маневровой работе и опробовании тормозов. Звуковые сигналы тревоги. Практика: Игра-имитация «Сигналы». Тема 2.9. Что такое «График», и при чем здесь нитки? Теория: График движения, порядок присвоения четного или нечетного номера. Приоритетность поездов. Раздельные пункты. Порядок составления графика движения. Практика: Практическая работа «График движения». 3. Железнодорожные профессии Тема 3.1. Многообразие железнодорожных профессий Теория: Основные характеристики профессии. Типы профессии. Кадровый портрет РЖД. Основные профессии на железнодорожном транспорте. Профориентационные проекты ОАО «РЖД» для детей. Игра-квест по корпоративному сайту ОАО «РЖД». Практика: Игра-конструктор «Фотография профессии». Тема 3.2. Атлас железнодорожных профессий будущего Теория: Направления развития технологий в России и в мире. Инженерные решения для современных железных дорог. Изменения в железнодорожных профессиях. Знакомство с Атласом новых профессий. Создание видеопрезентаций железнодорожных профессий будущего. Практика: Деловая игра «Железнодорожные профессии будущего». Тема 3.3 Безопасность на железной дороге Теория: Правила безопасного нахождения на железнодорожном пути и объектах железнодорожной инфраструктуры. Основные причины несчастных случаев и главные правила, помогающие их избежать. Практика: Игра «Профессия мечты». 4. Организация пассажирских перевозок и культура обслуживания пассажиров Тема 4.1. Какими были и какими стали вокзалы в России и в мире Теория: Первые вокзалы России и мира. Назначение вокзала. Основные устройства и помещения современного вокзала. Служебные помещения вокзала. Железнодорожные профессии, обслуживающие вокзальные комплексы. Практика: Экскурсия на вокзал. 17 Тема 4.2. Как начинается путешествие по железной дороге Теория: Особенности перевозок пассажиров железнодорожным транспортом: оформление проездных документов, перевозка детей, провоз багажа и животных. Практика: Работа в рабочей тетради. Тема 4.3. Проводник пассажирского вагона - помощник приятного путешествия Теория: Должностные инструкции проводника пассажирского вагона. Нештатные ситуации, связанные с пассажирами. Оказание первой помощи пассажирам в пути. Практика: Работа в рабочей тетради. Тема 4.4. Нештатные ситуации в пути следования поезда Теория: Причины возникновения нештатных ситуаций в пути следования поезда. Ограждение пассажирского поезда при вынужденной остановке на перегоне. Ограждение пассажирского поезда при нарушении габарита по соседнему пути. Действия проводника в случае возникновения пожара. Практика: Практическая работа на макете, выполнение задания в рабочей тетради. Тема 4.5. Деловой этикет работников железнодорожного транспорта Теория: Внешний вид работника. Этика делового общения. Формирование культуры делового общения будущего железнодорожника. Служебная переписка и оформление документов. Практика: Оформление поездных документов (в соответствии с местными условиями работы ДЖД). Тема 5. Навыки железнодорожников будущего Тема 5.1. Коммуникация и развитие навыков эффективного общения Теория: Общение и коммуникативные навыки. Навыки бесконфликтного общения. Техники развития коммуникации. Сторителлинг. Законы сторителлинга: герой, сюжет, кульминация, поучительная развязка. Практика: Игра «Железнодорожный сторителлинг», игра «Станция». Тема 5.2. Креативное мышление: как научиться мыслить нестандартно? 18 Теория: Навыки креативного мышления и поиск нестандартных решений ситуаций. Чем шаблонное мышление отличается от креативных подходов? Зачем креативность железнодорожнику? Упражнения на развитие креативности. Практика: Сюжетно-ролевая игра «Шесть шляп мышления». Тема 5.3. Командная работы и лидерство Теория: Методы организации командной проектной деятельности. Роли в команде: тестирование и оценка. Практика: Упражнение на организацию командной работы «Соглашение о взаимоотношениях». Тема 5.4. Знакомство с современными цифровыми сервисами Теория: Онлайн-ресурсы для построения 3D-объектов, мультимедийных презентаций, интерактивных плакатов, игровых сюжетов и их применение на практике. Практика: Работа в Google Классе «Расширяя горизонты» (выполнение интерактивных заданий по знакомству с цифровыми сервисами). 6. Итоговое занятие Теория: Повторение основных понятий. Практика: Итоговый интерактивный железнодорожный квиз «Эрудиты железных дорог». Практические занятия по ознакомлению с железнодорожными профессиями в период движения поездов Практические занятия предусмотрены дополнительными программами и проводятся на ДЖД в период летних каникул не более 5 дней в неделю. Продолжительность практических занятий в течение дня составляет не более 4 академических часов с одним или несколькими перерывами. Продолжительность перерыва (суммарная продолжительность перерывов) составляет не менее одного астрономического часа. Практические занятия проводятся с учетом местной инструкции о порядке организации практических занятий, графика движения поездов, охраны труда, местных природноклиматических, социально-экономических и иных условий. В период практических занятий юные железнодорожники могут быть допущены к управлению техникой, аппаратами, механизмами и другими устройствами только под наблюдением и под личную ответственность педагогических работников ДЖД, прикомандированных работников, непосредственно обслуживающих эти устройства. 19 Проведение практических занятий должно быть синхронизировано с работой ДЖД для посетителей. Основной формой организации практических занятий юных железнодорожников является единая смена. Из числа юных железнодорожников 3-7 годов обучения назначаются начальник и заместитель начальника единой смены. Практические занятия единых смен ведутся по графику, утвержденному начальником ДЖД. Ежедневно для каждой смены проводятся: планерное совещание по распределению юных железнодорожников на рабочие места, согласно года обучения; инструктажи по охране труда и должностным обязанностям с записью в журнале; практические занятия по ознакомлению с профессиями; итоговое планерное совещание для подведения итогов смены. 20 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ № п/п 1 Раздел программы Приемы и методы организации образовательного процесса Формы занятий Общие сведения и Теоретические и Игровые разминки история практические энергизаторы, занятия командные игры, настольные игры стратегии, беседы, работа с видеоматериалами Форма подведения итогов Опрос, педагогическое наблюдение, рейтинговая командная игра 2 Железнодорожная инфраструктура Теоретические и Практические практические работы, экскурсии на занятия полигон ДЖД, игры стратегии, решение кейс-задач Защита и презентация практических работ 3 Железнодорожные профессии Теоретические и Беседы и встречи с практические представителями Кейс-чемпионат занятия профессий, квесты, викторины, деловые игры, решение кейсов 4 Организация пассажирских перевозок и культура обслуживания пассажиров Теоретические и Деловые игры, практические практические занятия занятия на полигоне ДЖД, командные игры, викторины, квесты Конкурс профессионального мастерства 5 Навыки Теоретические и Тренинговые занятия, Интерактивный железнодорожников практические воркшопы, решение квиз. Оценка будущего занятия кейсов компетенций Для эффективной реализации программы предполагается использование следующих методических и дидактических материалов: учебно-методическое пособие по реализации программы включает в себя сценарные планы занятий, описание методик, заданий и игр, применяемых при ее реализации, курс для преподавателей, использующих программу (отдельных модулей) при организации занятости детей; 21 рабочая тетрадь «Введение в железнодорожную отрасль» представляет собой дидактический материал для организации обучающего процесса в аудитории и самостоятельно дома, а также для определения уровня освоения ребенком учебного материала; контрольно-измерительный материал представляет собой диагностические средства для определения уровня стартовой готовности ребенка к предстоящему усвоению материала, а также итоговый уровень освоения учебного материала программы; настольные игры железнодорожной тематики способствуют эффективному закреплению изученного материала; технологические карты по изучаемым профессиям содержат должностные инструкции, перечень инвентаря и документации, технологию производства видов работ в зависимости от специфики инфраструктуры ДЖД, правила охраны труда; тренажерные комплексы - автоматизированные аппаратно-программные функционально ориентированные комплексы для обучения отработки навыков и умений по соответствующим профессиям железнодорожного транспорта; другие дидактические материалы: таблицы, плакаты, рисунки, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства. Требования к квалификации педагогических кадров Для реализации программы привлекаются педагогические работники, имеющие высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления, при условии его соответствия дополнительной общеразвивающей программе и получения при необходимости дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки». При реализации программы с применением ДОТ (дистанционных образовательных технологий) преподаватели должны владеть методиками применения технических средств обучения, информационнокоммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. 22 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Для реализации программы рекомендован следующий перечень необходимого оборудования, стендов, плакатов, схем, макетов, натурных образцов, журналов, автоматизированных программ, видеоматериалов, тренажеров для реализации программы: № Материально-техническое обеспечение п/п 1 Отрезок участка ж/д пути (с дефектами) со стрелочным переводом 2 Тренажерный комплекс «Организация перевозок и управление на транспорте» 3 Тренажерный комплекс с компьютерным управлением «Светофорная сигнализация» 4 «Вагон-тренажер» для изучения в реальных условиях конструкции и принципа работы пассажирского вагона 5 Макеты по устройству верхнего строения пути (макеты рельсов, рельсовых скреплений, шпал, сечения рельсов по типам) 6 Макет ж/д переезда 7 Макет «Автосцепка» 8 Макет «Ударно-тяговое устройство несквозного типа» 9 Макеты и детали пассажирских и грузовых вагонов: буксовый узел, воздухораспределитель, колесная пара, тормозные колодки, концевые рукава, разобщительный кран 10 Макет билето – печатающего устройства с компьютером, подключенным к программе АСУ – Экспресс 11 Макет «Пожарная сигнализация пассажирского вагона» 12 Стенд. «Классификация пассажирских вагонов» 13 Стенд электрифицированный «Система сигнализации светофоров» 14 Стенд «Звуковые сигналы» 15 Стенд «Безопасность на ж/д путях» 16 Стенд электрифицированный «Планировка купейного вагона 61-4440 со спальными местами» 17 Стенд «Обязанности проводника при подготовке поезда в рейс» 18 Стенд «Обязанности проводника пассажирского вагона» 19 Комплект плакатов по электрическому и механическому оборудованию локомотивов обслуживаемых серий 20 Комплекты плакатов по пневматическому оборудованию локомотивов обслуживаемых серий 21 Комплект плакатов «Виды железнодорожных станций» 23 № п/п 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Материально-техническое обеспечение Плакат «График движения поездов (однопутных и двухпутных участках)» Плакаты «Схемы станций, имеющихся на ДЖД» Плакаты по правилам нахождения на железнодорожных путях Плакат «Правила перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» Плакат «Правила перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» Комплект плакатов «Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне» Комплект плакатов «Действия проводников при пожаре в вагоне (поезде)» Персональный компьютер преподавателя Интерактивная доска, проектор Тематическая подборка видеофильмов: серия видеофильмов по профилактике травматизма при нахождении на железнодорожных путях; информационные видеофильмы по профессиям проводник пассажирского вагона, диктор вокзала, билетный кассир, работник детской железной дороги. 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список использованной литературы 1. Конвенция ООН о правах ребенка. 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 6. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Правительство Российской Федерации № 877-р от 17 июня 2008 г. 7. Концепция развития профориентационной деятельности ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденной правлением ОАО «РЖД» (протокол от 11 февраля 2019 г. № 9). 8. Кодекс деловой этики ОАО «РЖД», утвержденный решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28 ноября 2012 г. 9. Белозерова, О. Ю. Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны. / О.Ю. Белозерова, С.С. Келбусова // Школьная педагогика Международный научный журнал № 1 (08) / 2017. – С. 94-97. 10. Бендюков, М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. / М. А. Бендюков – СПб: Речь, 2006. – 240 с. 11. Володина, Ю. А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее / Ю. А. Володина – М.: Генезис, 2012. – 200 с. 12. Конарев, Н. С. БЭТ в 8-ми томах. Том 4 «Железнодорожный транспорт» / Н. С. Конарев – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 1039 с. 13. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] – www.rzd.ru. 14. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / Г. В. Резапкина – М.: Генезис, 2017. – 208 с. 15. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. / Г. В. Резапкина – М.: Генезис, 2007. – 128 с. 25 16. Шеховцова, Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. / Л. Ф. Шеховцова – Ростов-н/Д: Феникс; СПб: Северо-Запад, 2006. – 175 с. Список литературы, рекомендованной обучающимся 1. Атлас новых профессий: - [Электронный ресурс] - http://atlas100.ru. 2. Авдеев, О. Т. Царскосельская железная дорога: Иллюстрированное пособие. Альбом. – М.: ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», 2006. – 172 с. 3. Большая энциклопедия транспорта: в 8 т. Т.4. железнодорожные транспрт / Главный редактор Н. С. Конарев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 1039 с., ил. 4. Гундорова, Е. П. Технические средства железных дорог, М.: ФГБОУ «УМЦ ЖДТ» 2003. – 496 с. 5. Ефименко, Ю. И., Ковалёв В. И., Логинов С. И. Железные дороги. Общий курс. – М.: ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», 2011. – 206 с. 6. Ефименко, Ю. И., Уздин М. М., Ковалёв В. И. Общий курс железных дорог: Учебное пособие для СПО. – М.: «Академия», 2011. – 256 с. 7. Конарева, Н. С. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия / Н. С. Конарева – М.: изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1995. – 292 с. 8. Коммуникации: научись понимать других и общайся продуктивно: [12+] / Рита Картер; перевод [с английского] Ирины Матвеевой. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 157 с. 9. Лапидус, Б. М. Когда я вырасту, я стану железнодорожником. / Б. М. Лапидус - Санкт-Петербург.: Поляндрия, 2011. - 35 с., ил. 10. Малов, В. А. Вокзал и поезда. / Малов В. А; худож. И. и А. Чукавины. - М.: Издательство АСТ, 2017. – 47 с., ил. 11. Моя железная дорога/ Авторы составители Т. Н. Гордиенко, А. А. Долганов. - Иркутск: Изд-во «Облмашинформ», 2006. – 200 с, ил. 12. Моя железная дорога. Подарочное издание/ Авторы составители Э. Стефанович, М. Чернова. – ООО «Единые сети», 2007. – 95 с., ил. 13. Профессионалы железной дороги. Справочник основных профессий и должностей - М.: Центр внутренней политики и развития корпоративной культуры ОАО «РЖД», 2017. – 160 с. 14. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: рабочая тетрадь / Г. В. Резапкина – М.: Генезис, 2017. – 144 с. 15. Сотников, Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. / Е. А. Сотников – М.: Транспорт, 1993. - 200 с. 16. Семищенко, В. Н. Пассажирские перевозки: Пособие для проводника пассажирского вагона. – М.: ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», 2005 – 379 с. 26 17. Технические средства железных дорог России: (CD-ROM). – М.: ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», 2005. – 496 с. 18. Улыбышева, М. А. От паровоза до Сапсана. / М. А. Улыбышева. - М.: Издательский дом «Фома», 2012. - 120 с., ил. 19. Чарноцкая, Л. П. Железная дорога от А до Я. / Л. П. Чарноцкая – М.: Транспорт, 1990. - 207 с., ил. 20. Черненко, Г. Т. От паровоза до магнитоплана. / Г. Т. Черненко. Санкт-Петербург.: «БКК», 2008. - 112 с., ил. 27 28