ДОП Пассажирский сервис на транспорте

Свердловская детская железная дорога –
структурное подразделение Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Согласовано и утверждено на
методическом совете СвДЖД
Протокол №13 от 09.09.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Свердловской детской
железной дороги
___________/Алалыкин М.В.
«09» сентября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ И СЕРВИС НА ТРАНСПОРТЕ
(ЖЛЕЗНОДОРОЖНОМ)»
(3 курс) – 112 часов
Направленность – техническая
Возраст обучающихся - 13 – 15 лет
Срок реализации программы – 1 год

Авторы-составители:
Уткина Г.В.,
педагог дополнительного образования
Малахаев И.В.,
методист

Екатеринбург, 2024 год

2

Рецензенты:
Преподаватель специальных дисциплин Орловского филиала ПГУПС
С.В. Верижникова.
Куратор программы:
Степанова Олеся Геннадьевна, эксперт группы профориентационных
проектов для детей и молодежи Центра бренда работодателя и развития
человеческого капитала.
Предложения
по
совершенствованию
дополнительных
общеразвивающих программ направлять в группу профориентационных
проектов для детей и молодежи Центра бренда работодателя и развития
человеческого капитала – структурного подразделения ОАО «РЖД».

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из ведущих направлений в деятельности Открытого
акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»)
является развитие профориентационной работы. Развитие данного
направления осуществляется в негосударственных образовательных
учреждениях, центрах профориентации – детских железных дорогах, детских
оздоровительных лагерях, опорных школах, а также благодаря реализации
ряда профориентационных конкурсов, программ и проектов.
Кадровый потенциал является важнейшим ресурсом ОАО «РЖД»,
определяющим эффективность и качество его работы в настоящем
и долгосрочном периодах. Формирование и развитие кадрового потенциала
позволяет воспитать высококвалифицированных, ответственных, креативно
мыслящих и инициативных специалистов, обладающих навыками
самообразования, самоорганизации, способных осваивать новые технологии,
модернизировать и оптимизировать направления деятельности Компании.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Пассажирские
перевозки и сервис на транспорте» (далее – программа) реализуется на
третьем году обучения.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами
в сфере организации дополнительного образования детей:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Концепцией развития профориентационной деятельности ОАО «РЖД»
до 2025 года, утвержденной правлением ОАО «РЖД» (протокол от 11 февраля
2019 г. № 9);
Распоряжением ОАО «РЖД» от 18 сентября 2020 г. № 2022/р
«Об утверждении типового положения об организации и осуществлении
образовательной деятельности детскими железными дорогами»;
Распоряжением ОАО «РЖД» от 18 сентября 2020 г. № 2024/р
«Об утверждении правил приёма на обучение по дополнительным
общеразвивающим программам, направленным на профориентацию детей
в области железнодорожного транспорта, реализуемым детскими железными
дорогами»;
Распоряжением ОАО «РЖД» от 18 сентября 2020 г. № 2036/р
«Об утверждении Положения о разработке, актуализации и оформлении
дополнительных общеразвивающих программ детских железных дорог»;

4

Программа разработана на основе соединения теоретического и
практического обучения, направлена на изучение принципов деятельности
ОАО «РЖД» как клиентоориентированной компании.
Программой предусмотрено знакомство с железнодорожными
профессиями, связанными с осуществлением организации пассажирских
перевозок и сервисного обслуживания на транспорте, изучение корпоративной
культуры, кодекса деловой этики ОАО «РЖД», развитие коммуникативных
способностей обучающихся, лидерских и управленческих качеств,
необходимых для успешной самореализации в Компании.
Направленность программы: техническая.
Новизна программы
Новизна программы заключается в одновременной реализации двух
направлений: профориентация и дополнительное образование. Сочетание
направлений представляет возможность для успешного развития личностных
и профессиональных качеств, знаний и навыков, необходимых для
дальнейшей профессиональной деятельности.
Новый формат развивающей среды представлен в виде различных типов
учебных занятий (профоринтационный урок, мастер-класс, экскурсия и т.д.)
с одновременной реализацией потенциала современных учреждений
дополнительного образования.
Занятия строятся с использованием интенсивных технологий на основе
непосредственного опыта, рефлективного наблюдения, теоретического
обобщения, игрового взаимодействия и самостоятельного применения новых
знаний на практике.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена высокими требованиями
ОАО «РЖД» к развитию личностных и профессиональных качеств,
обуславливающих
успешное
развитие
сотрудника,
как
высококвалифицированного специалиста, тем самым гарантировано повышая
конкурентоспособность и развитие Компании. Наряду с формированием
успешной личности, обладающей универсальными навыками, способностью
к работе в команде, построению индивидуальной траектории развития,
креативностью, коммуникабельностью, ответственностью, способностью
обучаться, Компания предоставляет возможность обучающимся детских
железных дорог через освоение программы выстроить профессиональную
траекторию и сделать ранний, осознанный выбор профессионального пути.
Уровень освоения – углубленный.

5

Педагогическая целесообразность программы
Программой предусмотрено создание развивающей среды, необходимой
для осознанного профессионального самоопределения и выстраивания личной
траектории развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей
и интересов. Погружение в изучение железнодорожных профессий с
применением игрового взаимодействия на занятиях и возможностью
практического освоения профессий в период движения поездов, позволяет
облегчить процесс знакомства со спецификой деятельности Компании.
Учебно-методическим
комплексом
программы
предусмотрено
формирование творческих, коммуникативных и управленческих качеств
обучающихся. Содержанием занятий предусмотрено развитие способностей и
умений систематизировать и анализировать информацию, генерировать идеи и
грамотно обосновывать свою позицию.
Цель программы
Цель:
профессиональная
ориентация
обучающихся
на
железнодорожные профессии, формирование условий для профессионального
самоопределения, погружение в деятельность холдинга «РЖД».
Задачи программы
Обучающие задачи:
формирование представления о политике клиентоориентированности
холдинга «РЖД» в области пассажирских перевозок;
формирование знаний о сервисном обслуживании пассажиров;
формирование знаний о специфике железнодорожных профессий,
связанных с организацией сервисного обслуживания пассажиров;
формирование первичных трудовых навыков и практического опыта по
железнодорожным профессиям;
формирование умений применять новые знания в практической
деятельности;
формирование
индивидуальной
образовательной
траектории
в профессиональном самоопределении и самореализации.
Развивающие задачи:
развитие у обучающихся личностных качеств, необходимых для
эффективного освоения образовательных и профессиональных маршрутов;
развитие чувства ответственности за принимаемые решения,
коммуникативных навыков, целеустремленности, внимания, мышления,
лидерских и управленческих качеств, творческих способностей;

6

создание условий для укрепления здоровья, социальной и творческой
самореализации обучающихся;
развитие умения анализировать ситуацию, способностей осуществлять
поиск информации для решения профессиональных и творческих задач;
развитие способности обучающихся к командной деятельности,
самоорганизации и организации коллективной работы.
Воспитательные задачи:
формирование гражданско-патриотической позиции, ценностного
отношения к созданию и сплочению коллектива;
формирование
чувства
личной
значимости,
ответственности,
дисциплинированности,
организационных
умений,
развитие
доброжелательности, уважения к окружающим;
формирований навыков по соблюдению обучающимися санитарногигиенические правил;
обеспечение системного выявления одаренных в инженерных науках
обучающихся, формирование у них ценностного отношения к корпоративным
нормам и традициям.
Отличительная особенность программы
Программа
основана
на
сочетании
игровых,
тренинговых,
командообразующих форматов во время теоретической подготовки,
практическом ознакомлении с профессиями и максимальной приближенности
к реальной профессиональной деятельности компании «Российские железные
дороги».
Образовательная деятельность в процессе реализации дополнительной
программы подразумевает добровольное участие всех сторон и направлена на
всестороннее развитие обучающихся.
Программа направлена на удовлетворение познавательного интереса
обучающихся, творческого развития, стремления к самостоятельной
деятельности, дает возможность обучающимся сочетать различные формы
занятий.
Объем программы
Для
программ
дополнительного
образования
технической
направленности рекомендуется 112 академических часов, из них:
теоретическая подготовка - 52 часа;
практические занятия по ознакомлению с железнодорожными
профессиями в период движения поездов – не менее 40 часов;
консультации – не более 8 часов;

7

итоговая аттестация – 2 часа;
резерв учебного времени – 10 ч.
Наполняемость группы: до 15 человек, для выполнения проектов и
практических работ предполагается деление групп на подгруппы по 4-6
человек.
Возраст обучающихся: 13-15 лет.
Форма и режим занятий
Учебные занятия могут проводиться в групповой или индивидуальногрупповой форме.
Формы занятий:
групповые теоретические занятия: лекции, мастер-классы, демонстрация
обучающих видеоматериалов, видеоконференции и др.;
групповые практические занятия: «мозговой штурм», участие в деловых
и интеллектуальных играх, профориентационные встречи, участие в
культурно-массовых мероприятиях, коллективная рефлексия, экскурсии на
предприятия;
самостоятельная работа: изучение материалов, поиск информации,
подготовка фото и видеоматериалов, саморефлексия и пр.
Представленные
формы
могут
сочетаться
и
представлять
комбинированное занятие.
Режим занятий:
В период теоретических занятий - 2 академических часа в день, один раз
в неделю.
В период практических занятий по ознакомлению с профессиями –
не более 4 академических часов в день.
Формы аттестации
Текущая:
педагогическое наблюдение;
тематический кроссворд;
деловая игра;
коммуникативная игра;
интеллектуальная игра;
ситуационная задача;
самооценка обучающихся своих знаний и умений;
кейс;
практическая работа;

8

проект;
презентация
комбинированная.
Итоговая:
разработка и защита проектов;
викторина и тест по охране труда и правилам безопасности
при нахождении на объектах железнодорожного транспорта.
Ожидаемый результат
В результате реализации программы, обучающиеся будут знать:
принципы деятельности холдинга «РЖД» в области сервисного
обслуживание пассажиров, методы повышения клиентоориентированности;
специфику железнодорожных профессий, организующих сервисное
обслуживание пассажиров;
правила охраны труда и безопасного поведения на объектах
инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь:
работать в команде;
нести ответственность за выполнение поставленных задач;
применять полученные в теории знания на практике;
применять базовые принципы планирования и организации процесса
деятельности;
применять навыки публичного выступления.
Способы определения результативности
В процессе освоения дополнительной программы формируются
личностные компетенции обучающихся, развитие технических способностей,
изобретательское мышление, ответственность за решение поставленных задач,
здоровьесберегающие навыки, культура собственной безопасности,
приобщения творчеству.
В основу построения образовательного процесса положено также
первичное
знакомство
обучающихся
с
определенными
видами
профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта,
овладение ими общими компетенциями (ОК) и допрофессиональными
компетенциями (ДК):
Код

ОК 1

Наименование

Наименование результата обучения

должности

Понимать сущность профессиональной деятельности
работников

холдинга

«РЖД»,

проявлять

к

ней

9
Код

Наименование

Наименование результата обучения

должности

устойчивый интерес
ОК 2

Обладать теоретическими знаниями, необходимыми для
осуществления
профессиональной
деятельности,
осуществлять
поиск
информации
для
решения
поставленных задач

ОК 3

Организовывать
собственную
деятельность
и
деятельность
коллектива
в
соответствии
с предъявляемыми требованиями и задачами, развивать
навыки управления коллективом

ОК 4

Объективно
оценивать
результаты
деятельности и деятельности команды

ОК 5

Взаимодействовать с людьми: пассажирами, участниками
коллектива,
руководителями.
конфликтные ситуации

ОК 6

собственной

Урегулировать

Анализировать
учебную
и
рабочую
ситуацию.
Осуществлять
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной деятельности и деятельности команды.
Оперативно решать поставленные задачи и внештатные
ситуации

ОК 7

ДК 1

Принимать решения по обеспечению сохранности жизни
и
здоровья
при
нахождении
на
объектах
железнодорожного транспорта
Начальник
железнодорожного
вокзала

Контроль содержания залов ожидания, служебных
помещений на железнодорожном вокзальном комплексе.
Контроль выполнения работ по внешнему и внутреннему
оформлению зданий железнодорожного вокзального
комплекса.
Проведение инструктажей с работниками, ведение
документации
по
руководству
деятельностью
подразделений
железнодорожного
вокзального
комплекса.
Оказание необходимой помощи по качественному
обслуживанию
пассажиров
и
посетителей
железнодорожного вокзального комплекса.
Проведение приема
пассажиров и
посетителей
железнодорожного вокзального комплекса
Рассмотрение обращений пассажиров и посетителей

10
Код

Наименование
должности

Наименование результата обучения

железнодорожного вокзального комплекса
Контролер-ревизор

ДК 2

Контроль соблюдения правил перевозки пассажиров,
багажа.
Проверка наличия и правильности оформления
проездных документов для выявления безбилетных лиц.
Проверка наличия и правильности ведения поездной
документации и служебных документов работниками
поездных бригад
Подготовка документов по итогам проведенных ревизий
пассажирских поездов и вагонов.
Проведение проверок пунктов продажи проездных
документов

Начальник
пассажирского поезда

ДК 3

Контроль выполнения работниками поездной бригады
должностных обязанностей в пассажирском поезде.
Проведение инструктажей по охране труда с работниками
поездной бригады пассажирского поезда, кроме
фирменного и международного сообщения.
Контроль выполнения работниками поездной бригады
работ по приемке и сдаче вагонов пассажирского поезда.
Проверка санитарно-технического состояния вагонов
пассажирского поезда.

11

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование раздела
(модуля)/ темы

Теоретические занятия

Количество часов
Всего

Теория

Практика

52

20

32

Формы
аттестации/
контроля

1

Общие положения
дисциплины
«Пассажирские перевозки
и сервис на транспорте»

6

3

3

1.1

Значение сервиса на
транспорте и предпосылки

4

2

2

Комбинированная

Педагогическое
наблюдение

его развития. Основные
термины и определения
сервиса на транспорте.
Основные критерии уровня
сервиса и услуг на
железнодорожном
транспорте
1.2

Информационносправочное обслуживание
на объектах ОАО «РЖД»

2

1

1

2

Деловая этика в ОАО
«РЖД»

12

6

6

2.1

Основные понятия и
документы, регулирующие
нормы поведения
работников ОАО «РЖД»

2

1

1

Деловая игра

2.2

Личностные и
профессиональные качества
железнодорожника

2

1

1

Комбинированная

2.3

Принципы коммуникации
при обслуживании
пассажиров

2

1

1

Комбинированная

2.4

Искусство управлять и
работать в команде

4

2

2

Комбинированная

2.5

Итоговое занятие. Твое
будущее в ОАО «РЖД»

2

1

1

Комбинированная

3

Сервисное обслуживание
пассажиров на

10

3

7

12
№

Наименование раздела
(модуля)/ темы

Количество часов

Формы

Всего

Теория

Практика

аттестации/
контроля

железнодорожных
вокзалах
3.1

Вокзальный комплекс.
Услуги, предоставляемые
пассажирам на
железнодорожных вокзалах

4

1

3

Деловая игра

3.2

Путеводитель по onlineсервисам. Правила

2

1

1

Презентация

2

1

1

Комбинированная

2

Практическая
работа

приобретения и
оформления электронных
проездных документов
ОАО «РЖД»
3.3

Сервисное обслуживание
пассажиров на
железнодорожном вокзале
детской железной дороги.
Обязанности начальника
железнодорожного вокзала
детской железной дороги

3.4

Итоговое занятие

2

4

Сервисное обслуживание
пассажиров в пути
следования

12

5

7

4.1

Категории поездов и
современный парк
пассажирских вагонов.

4

2

2

Комбинированная

Классы обслуживания
4.2

Внутреннее оборудование
пассажирских вагонов.
Действия работников
поездных бригад в
аварийных и нестандартных
ситуациях

2

1

1

Комбинированная

4.3

Правила перевозок в
поездах ОАО «РЖД» и

2

1

1

Практическая
работа

13
№

Наименование раздела
(модуля)/ темы

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

1

1

Комбинированная

2

Деловая игра

ДЖД. Обязанности
котролера-ревизора
пассажирских поездов
детских железных дорог
4.4

Должностные обязанности
начальника пассажирского
поезда детской железной
дороги

2

4.5

Итоговое занятие

2

5

Доступная среда для
пассажиров с
ограниченными
возможностями

4

2

2

5.1

Организация доступной
среды на вокзальных
комплексах и при перевозке
пассажиров с

4

2

2

Коммуникативная
игра

ограниченными
возможностями
6

Безопасность на
железнодорожном
транспорте

6

2

4

6.1

Охрана труда при
выполнении должностных
обязанностей

2

1

1

Практическая
работа

6.2

Безопасность при
нахождении на объектах

2

1

1

Практическая
работа

Интеллектуальная
игра

железнодорожного
транспорта
6.3

Итоговое занятие

2

2

7

Итоговое занятие
«Ярмарка проектов»

2

2

40

40

Практические занятия по
ознакомлению с
железнодорожными

14
№

Наименование раздела
(модуля)/ темы

Количество часов
Всего

Теория

Формы

Практика

профессиями
Аттестация

2

Резерв учебного времени на
самоподготовку и посещение
мероприятий ДЖД

10

Консультации

8

Всего часов на теоретический курс
обучения
ВСЕГО

2

72
112

аттестации/
контроля

15

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Общие положения дисциплины
«Пассажирские перевозки и сервис на транспорте»
Тема 1.1 Значение сервиса на транспорте и предпосылки его развития.
Основные термины и определения сервиса на транспорте. Основные
критерии уровня сервиса и услуг на железнодорожном транспорте
Теория. Значение сервиса при организации пассажирских перевозок.
История возникновения и развитие сервисного обслуживания пассажиров
на железнодорожном транспорте.
Основные термины и определения сервиса на транспорте: услуга, сервис
на транспорте, инфраструктура железнодорожного транспорта, перевозчик,
потребитель, перевозочный документ, спрос, клиентоориентированность.
Основные критерии уровня сервиса и услуг на железнодорожном
транспорте. Показатели качества транспортного обслуживания пассажиров.
Практика. Коммуникативная игра «Железнодорожные комплименты».
Командная игра «От прошлого к настоящему». Работа в рабочей тетради.
Тема 1.2 Информационно-справочное обслуживание
на объектах ОАО «РЖД»
Теория. Способы представления и закономерности восприятия
информации: величина букв, расположение информации, удобочитаемость
текста, шрифт, цвет и фон текста, соответствие цвета и понятий, темп речи,
тембр голоса и т.д. Требования к оформлению информационных носителей
в соответствии с брендбуком ОАО «РЖД».
Практика. Визуальная разминка. Тестирование на тип восприятия.
Работа в рабочей тетради.
2. Деловая этика в ОАО «РЖД»
Тема 2.1 Основные понятия и документы, регулирующие нормы
поведения работников ОАО «РЖД»
Теория. Основные понятия: деловая этика, имидж компании,
корпоративный стиль, конфликт интересов. Основные документы,
регулирующие нормы поведения работников ОАО «РЖД»: Кодекс деловой
этики ОАО «РЖД», методические пособия по деловому этикету в сфере
обслуживания пассажиров. Имидж железнодорожника.
Практика. Деловая игра «Встречают по одежке». Работа в рабочей
тетради.
Тема 2.2 Личностные и профессиональные качества железнодорожника
Теория. Понятия личностных и профессиональных качеств.

16

Практика. Работа в рабочей тетради. Разработка методического пособия
«Имидж юного железнодорожника».
Тема 2.3 Принципы коммуникации при обслуживании пассажиров
Теория. Принципы служебного этикета: внутренний настрой, культура
обслуживания, причины и урегулирование конфликтных ситуаций.
Практика. Тренинг эффективных коммуникаций по взаимодействию
с пассажирами и урегулированию конфликтов.
Тема 2.4 Искусство управлять и работать в команде
Теория. Качества успешной команды. Стили руководства. Типология
личности DISC. Качества эффективного руководителя.
Практика. Тренинговые упражнения и игры на взаимодействие в
команде. Тестирование на лидерские качества. Работа в рабочей тетради.
Тема 2.5 Итоговое занятие. Твое будущее в ОАО «РЖД»
Теория. Молодежная политика ОАО «РЖД». Карьерный портал РЖД.
Проекты РЖД. Перспективы проектного мышления в Компании. Организация
проектной деятельности.
Практика. Определение направлений проектов (мозговой штурм),
формирование команд для осуществления проектной деятельности.
3. Сервисное обслуживание пассажиров на вокзалах
Тема 3.1 Вокзальный комплекс. Услуги, предоставляемые пассажирам на
железнодорожных вокзалах
Теория. Современный вокзальный комплекс. Структура вокзального
комплекса. Устройство и особенности вокзального комплекса в регионе.
Практика. Работа в рабочей тетради. Деловая игра «Мой сервис-центр».
Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Тема 3.2 Путеводитель по online-сервисам. Правила приобретения и
оформления электронных проездных документов ОАО «РЖД»
Теория. Обзор online-сервисов ОАО «РЖД» для пассажиров: заказ
билетов online, online-табло на вокзалах, оформление услуг к билетам,
электронные карты, мультимедийный портал «Попутчик», поиск забытых
вещей. Основные сервисы мобильного приложения «РЖД пассажирам».
Правила покупки и возврата электронных билетов.
Практика. Презентация online-сервиса, доступного с мобильного
устройства по QR-коду. Работа в рабочей тетради.

17

Тема 3.3 Сервисное обслуживание пассажиров на вокзале
детской железной дороги.
Обязанности начальника железнодорожного вокзала
детской железной дороги
Теория. Устройство и особенности вокзального комплекса детской
железной дороги. Должностные обязанности начальника железнодорожного
вокзала детской железной дороги.
Практика. Работа в рабочей тетради. Разработка форм документов
начальника железнодорожного вокзала детской железной дороги.
Тема 3.4 Итоговое занятие
Практика. Разработка сервисной карты для пассажиров детской
железной дороги «Путеводитель по детской железной дороге».
4. Сервис в пути следования
Тема 4.1 Категории поездов и современный парк пассажирских вагонов.
Классы обслуживания
Теория. Категории поездов по дальности следования, скорости,
регулярности и периодичности движения, уровню предоставляемого сервиса,
приоритетности отправления. Поезда и вагоны АО «ФПК» и ДОСС.
Двухэтажные вагоны. Вагоны «Люкс». Классы обслуживания в поездах.
Практика. Работа в рабочей тетради. Работа с наглядным материалом
«Классы обслуживания». Виртуальная экскурсия по вагонам (QR-код).
Тема 4.2 Внутреннее оборудование пассажирских вагонов. Действия
работников поездных бригад в аварийных и нестандартных ситуациях
Теория. Внутреннее оборудование пассажирских вагонов: съемное и
несъемное. Действия работников поездных бригад в аварийных и
нестандартных ситуациях: срабатывании системы СКНБ, замыкании на
корпус вагона, заклинивании колесных пар, саморасцепе между вагонами,
обнаружении пожара, вынужденной остановке на перегоне, сходе вагона с
рельсов, угрозе террористического акта.
Практика. Работа в рабочей тетради.
Тема 4.3 Правила перевозок в поездах ОАО «РЖД» и ДЖД.
Должностные обязанности контролера-ревизора пассажирских поездов
детских железных дорог
Теория. Основные документы, регламентирующие перевозку
пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Проезд детей,
перевозка организованных групп пассажиров. Провоз ручной клади. Провоз

18

багажа. Провоз спортивного инвентаря, негабаритной ручной клади.
Перевозка домашних животных. Правила перевозок в пассажирских поездах
детской железной дороги. Должностные обязанности контролера-ревизора
пассажирских поездов детской железной дороги.
Практика. Разработка формы бланка учета пассажиров детской железной
дороги. Работа в рабочей тетради.
Тема 4.4 Должностные обязанности начальника пассажирского поезда
детской железной дороги
Теория. Должностные обязанности начальника пассажирского поезда
детской железной дороги.
Практика. Работа в рабочей тетради. Разработка форм документации
начальника
пассажирского
поезда
детской
железной
дороги.
Коммуникативная игра «Передай по цепочке».
Тема 4.5 Итоговое занятие
Практика. Деловая игра.
5. Доступная среда для пассажиров с ограниченными возможностями
5.1 Организация доступной среды на вокзальных комплексах и при
перевозке пассажиров с ограниченными возможностями
Теория. Барьеры и препятствия на транспорте для пассажиров с
ограниченными возможностями. Виды препятствий: вертикальные,
горизонтальные, пространственные, эргономические, психологические,
антропометрические. Принципы универсального дизайна. Организация
доступной среды на вокзальных комплексах. Перевозка пассажиров с
ограниченными возможностями. Механизмы и приспособления.
Практика. Коммуникативная игра «Пункт назначения». Работа в рабочей
тетради.
6. Безопасность на железнодорожном транспорте
Тема 6.1 Охрана труда при выполнении должностных обязанностей
Теория. Производственный травматизм. Причины травматизма на
предприятии. Охрана труда поездной бригады, работников вокзального
комплекса.
Практика. Разработка и презентация контрольно-измерительных
инструментов для оценки выполнения правил охраны труда при выполнении
должностных обязанностей.

19

Тема 6.2 Безопасности при нахождении на объектах
железнодорожного транспорта
Теория.
Статистика
детского
травматизма
на
объектах
железнодорожного транспорта. Профилактика детского травматизма.
Практика. Разработка и презентация памятки «Опасность на железной
дороге».
Тема 6.3 Итоговое занятие
Практика. Интеллектуальная играя «Колесо безопасности».
7. Ярмарка проектов
Практика. Защита проектов.

20

Практические занятия по ознакомлению с железнодорожными
профессиями
Практические занятия предусмотрены дополнительными программами и
проводятся на ДЖД в период летних каникул не более 5 дней в неделю.
Продолжительность практических занятий в течение дня составляет не более 4
академических
часов
с
одним
или
несколькими
перерывами.
Продолжительность перерыва (суммарная продолжительность перерывов)
составляет не менее одного астрономического часа. Практические занятия
проводятся с учетом местной инструкции о порядке организации
практических занятий, графика движения поездов, охраны труда, местных
природно-климатических, социально-экономических и иных условий.
В период практических занятий юные железнодорожники могут быть
допущены к управлению техникой, аппаратами, механизмами и другими
устройствами только под наблюдением преподавателей детской железной
дороги.
Проведение практических занятий должно быть синхронизировано
с работой детской железной дороги для посетителей.
Основной формой организации практических занятий юных
железнодорожников
является
единая
смена.
Из
числа
юных
железнодорожников 3-7 годов обучения назначаются начальник и заместитель
начальника единой смены. Практические занятия единых смен ведутся по
графику, утвержденному начальником детской железной дороги. Ежедневно
для каждой смены проводятся:
планерное совещание по распределению юных железнодорожников
по рабочим местам согласно году теоретических занятий;
инструктажи по охране труда и должностным обязанностям с записью
в журнале;
практические занятия по ознакомлению с профессиями;
итоговое планерное совещание для подведения итогов смены.

21

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
(ДЕТСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ)
«ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ»
№
п\п

Модуль

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

1

Теоретические
занятия

1 октября

май

26

26

52

2

Практические

1 июня

август

2-4

10-20

40

занятия

22

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№
Разделы программы

Формы
занятий

Приёмы и методы
организации
образовательного
процесса

Форма
подведения
итогов

Общие положения
дисциплины
«Пассажирские
перевозки и сервис на
транспорте»

Теоретические
и практические
занятия

Игровые разминки энергизаторы,
командные игры,
ситуационные
задачи, беседы,

Опрос,
педагогическое
наблюдение

№
п/п
1.

работа в рабочей
тетради
2.

Деловая этика в ОАО
«РЖД»

Теоретические
и практические
занятия

Беседы, деловые
игры, тренинг,
тренинговые
упражнения,
коммуникативные
игры, мозговой
штурм, решение
кейс-задач, работа в

Кейс

рабочей тетради
3.

Сервисное
обслуживание
пассажиров на вокзалах

Теоретические
и практические
занятия

Эвристические
беседы, деловые
игры, экскурсия,
работа с
дидактическим
материалом, работа
в рабочей тетради

Разработка и
презентация
практических
работ

4.

Сервис в пути
следования

Теоретические
и практические

Беседы, командные
игры, решение

Деловая игра

занятия

ситуационных задач,
виртуальные
экскурсии, работа с
дидактическим
материалом, работа
в рабочей тетради

Теоретические
и практические
занятия

Беседы,
коммуникативные
игры, работа в

5.

Доступная среда для
пассажиров с
ограниченными

Коммуникативная
игра

23
№
Разделы программы
№
п/п

Формы

Приёмы и методы

Форма

занятий

организации
образовательного
процесса

подведения
итогов

возможностями
перевозок и сервис на
транспорте
6.

Безопасность на
железнодорожном
транспорте

рабочей тетради

Теоретические
занятия и
практические
занятия

Беседы, выполнение
практических работ,
работа в рабочей
тетради

Интеллектуальная
игра

Для эффективной реализации программы предполагается использование
следующих методических и дидактических материалов:
учебно-методическое пособие по реализации программы включает в
себя сценарные планы занятий, описание методик, заданий и игр,
применяемых при ее реализации, экспресс-курс для преподавателей,
использующих программу (отдельных модулей) при организации занятости
детей;
рабочая тетрадь «Пассажирские перевозки и сервис на транспорте»
представляет собой дидактический материал для организации обучающего
процесса в аудитории и самостоятельно дома, а также для определения уровня
освоения обучающимся учебного материала;
контрольно-измерительный
материал
представляет
собой
диагностические средства для определения уровня стартовой готовности
ребенка к предстоящему усвоению материала, а также итоговый уровень
освоения учебного материала программы;
технологические карты по изучаемым профессиям содержат
должностные инструкции, перечень инвентаря и документации, технологию
производства видов работ в зависимости от специфики инфраструктуры ДЖД,
правила охраны труда;
тренажерные комплексы - автоматизированные аппаратно-программные
функционально ориентированные комплексы для обучения и отработки
навыков и умений по соответствующим профессиям железнодорожного
транспорта;
дидактические материалы: схемы, плакаты, картины, фотографии,
дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература,
раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные
материалы, компьютерные программные средства.

24

Требования к квалификации педагогических кадров
Для реализации программы привлекаются педагогические работники,
имеющие высшее образование или среднее профессиональное образование в
рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования «Образование и педагогические науки» или высшее образование
либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных
групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия
дополнительным
общеразвивающим
программам,
дополнительным
предпрофессиональным
программам,
реализуемым
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение
при
необходимости
после
трудоустройства
дополнительного
профессионального образования педагогической направленности или
успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее
чем за два года обучения по образовательным программам высшего
образования
по
специальностям
и
направлениям
подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных
программ.
При реализации программы с применением ДОТ (дистанционных
образовательных технологий) преподаватели должны владеть методиками
применения
технических
средств
обучения,
информационнокоммуникационных
технологий,
электронных
образовательных
и
информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения.

25

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для реализации Программы рекомендован следующий перечень
необходимого оборудования, стендов, плакатов, схем, макетов, натурных
образцов, журналов, автоматизированных программ, видеоматериалов,
тренажеров для реализации дополнительной программы:
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

Материально-техническое обеспечение

Стенд «Классификация пассажирских вагонов»
Стенд «ТБ при нахождении на железнодорожных путях»
Стенд «Безопасность на железнодорожных путях»
«Вагон-тренажер» для изучения в реальных условиях конструкции и
принципа работы пассажирского вагона
Стенд электрифицированный «Планировка купейного
вагона 61-4440 со спальными местами»
Тележка пассажирского вагона
Стенд «Соблюдай правила безопасности движения»
Макет
билето–печатающего
устройства
с
компьютером,
подключенным к программе
АСУ – Экспресс 3
Плакат «Виды журналов и образцы заполнения документации на
рабочем месте» (по изучаемым профессиям)
Плакат «Правила перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа
железнодорожным транспортом»
Стенд «Проездные документы»
Персональный компьютер преподавателя
Интерактивная доска, проектор
Тематическая подборка видеофильмов: серия видеофильмов по
профилактике травматизма при нахождении на железнодорожных
путях; информационные видеофильмы по профессиям сигналист,
билетный кассир, дежурный помощник начальника вокзала, монтер
пути (РЖД-ТВ); «Порядок закрепления подвижного состава
тормозными башмаками» (МИИТ); «Маневровая работа» (РЖД-ТВ);
«Как это сделано» (ОАО «РЖД», 2013)

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР
13 июня 1990 г. № 1559–1.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-Ф3 «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта
2022 г. № 678-р.
5. Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р
«О транспортной стратегии Российской федерации до 2030 года с прогнозом
на период до 2035 года».
6.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской
Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г.
№ 250.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2020 г. № 641н «Об утверждении
профессионального стандарта «Руководитель железнодорожного вокзала,
железнодорожного вокзального комплекса».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 21 сентября 2020 г. № 628н «Об утверждении
профессионального стандарта «Начальник пассажирского поезда».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 19 февраля 2019 г. № 92н «Об утверждении профессионального
стандарта «Специалист по контролю пассажирских перевозок и пунктов
продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном
транспорте».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2015 г. № 329
«Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для пассажиров
из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего
следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего
следования».

27

12. Приказ Минтранса России от 19 декабря 2013 г. № 473 «Об
утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа
железнодорожным транспортом».
13. Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2012 № 322
«Об установлении форм электронных проездных документов (билетов)
на железнодорожном транспорте».
14. Концепция
развития
профориентационной
деятельности
ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденная правлением ОАО «РЖД» (протокол
от 11 февраля 2019 г. № 9).
15. Белозерова. О. Ю. Патриотическое воспитание – важная
составляющая будущего страны. / О. Ю. Белозерова, С. С. Келбусова //
Школьная педагогика Международный научный журнал № 1 (08) / 2017. – С.
94-97.
16. Копылова Е.В. Сервис на транспорте (железнодорожном): учебное
пособие по дисциплине «Сервис на транспорте» / Копылова Е.В., Куликова
Е.Б. – М.: МИИТ, 2009. – 216 с.
17. Кудрявцев В. А. Организация железнодорожных пассажирских
перевозок: Учеб. пособие для СПО / М.: Академия, 2014.
18. Левкин Г.Г. Сервис на транспорте: конспект лекций / Левкин Г.Г.,
Мочалова С.В. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 166 с.
19. Пазойский Ю. О. Организация пригородных железнодорожных
перевозок: учебное пособие – Москва: УМЦ ЖДТ, 2015.
20. Пазойский Ю. О. Пассажирские перевозки на железнодорожном
транспорте (примеры, задачи, модели, методы и решения): учебное пособие /
Ю. О. Пазойский, В. Г. Шубко, С. П. Вакуленко. – Москва: УМЦ ЖДТ, 2016.
21. Хуторской А. В. 55 методов творческого обучения: Методическое
пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования
человека, 2012. - 42 с.
22. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] – www.rzd.ru.
Список литературы, рекомендованной обучающимся
1. Коммуникации: научись понимать других и общайся продуктивно:
[12+] / Рита Картер; перевод [с английского] Ирины Матвеевой. - Москва:
Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 157
2. Медведева И.И. «Общий курс железных дорог»: учеб. пособие. – М.:
ФГБУ
ДПО
«Учебно-методический
центр
по
образованию
на железнодорожном транспорте», 2019. – 206 с.
3. Моя железная дорога / Авторы составители Т. Н. Гордиенко,
А. А. Долганов. – Иркутск: Изд-во «Облмашинформ», 2006. – 200 с.

28

4. Профессионалы железной дороги. Справочник основных профессий
и должностей – М.: Центр внутренней политики и развития корпоративной
культуры ОАО «РЖД», 2017. – 160 с.
5. Атлас новых профессий: – [Электронный ресурс] - http://atlas100.ru
6. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] – www.rzd.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».