ДООП виртуальная и дополненная реальность - 1 год

Центр технического развития – детский технопарк «Кванториум»
Свердловской детской железной дороги –
структурное подразделение Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Согласовано и утверждено на
методическом совете СвДЖД
Протокол №13 от 09.09.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Свердловской детской
железной дороги
___________/Алалыкин М.В.
«09» сентября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Виртуальная и дополненная реальность».
Вводный модуль (1 год обучения) – 72 часа
Базовый модуль (1 год обучения) – 72 часа
Направленность – техническая
Возраст обучающихся - 11 – 17 лет
Срок реализации программы – 1 год

Авторы-составители:
Бутин А.И.,
Педагог дополнительного образования
(по направлению виртуальной и дополненной
реальности)
Малахаев И.В., методист

Екатеринбург, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ходе практических занятий по программе «Разработка приложений
дополненной и виртуальной реальности» обучающиеся познакомятся с виртуальной,
дополненной и смешанной реальностями, поймут их особенности и возможности,
выявят возможные способы применения.
Данная программы разработана в соответствии с действующими нормативноправовыми требованиями законодательства в сфере образования.
Актуальность программы
Виртуальная и дополненная реальности – ключевые технологические
направления, которые оказывают существенное влияние на развитие рынков НТИ.
Практически для каждой перспективной позиции «Атласа новых профессий»
полезны будут знания из области компьютерного зрения, систем трекинга, 3Dмоделирования и т.д. Согласно многочисленным исследованиям, VR/AR рынок
развивается по экспоненте: компетентные специалисты в данной сфере необходимы
во всех отраслях современной экономики.
Направленность программы: техническая.
Возраст обучающихся: 12-17 лет.
Количество обучающихся в группе: 15 чел.
Программа рассчитана на один год обучения.
Объем программы: 144 учебных часов.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Цель программы: сформировать основные навыки работы с пакетами
программ

необходимыми

для

3D-моделирования

и

создания

приложений

дополненной и реальности через выполнение практических работ в сфере VR/AR.
Задачи программы:
− познакомить с современным уровнем развития технических и программных
средств в области 3D моделирования, с современными устройствами,
предназначенными для съемки фото и видео 360;

− обучить обращению с современными устройствами дополненной реальности и
виртуальной реальности и навыкам работы с графическими редакторами;
− познакомить с языком программирования C#;
− обучить навыкам работы с платформами, предназначенными для создания
приложений дополненной и виртуальной реальностей (Unity3D; EVStudio,
Unreal Engine) и другими программными продуктами, как с основными
инструментами создания мультимедиа-материалов для устройств дополненной
и виртуальной реальностей;
− познакомить с основными инструментами создания анимации в Blender;
− обучить приемам создания приложений виртуальной реальности в
среде разработки Unity.
− научить грамотно интерпретировать общепредметные понятия,
корректно применять полученные знания;
− научить грамотно воспринимать, анализировать и транслировать информацию;
− научить своевременно и адекватно реагировать на изменения в окружающем
мире;
− развивать коммуникативные навыки;
− организовать сбалансированный образовательный и творческий процесс,
направленный на самореализацию участников;
− научить бережно относиться к материальным и духовным ценностям.
Формы учебной деятельности
Форма организации обучения: очная (фронтальная, индивидуальная).
Формы проведения занятий: беседа, практическое занятие, занятие с
творческим заданием, обсуждение, мастер-класс, просмотр фильма, презентация.

Ожидаемые

результаты

освоения

программы Личностные:
− воспитание ответственного отношения к информации, ее распространению, а
также личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
− овладение навыками адаптации к изменениям в окружающем мире;
− развитие способности самостоятельно и в группах решать поставленные
задачи, анализируя и подбирая ресурсы и средства для их решения;
− воспитание уважительного отношения к людям с иным мнением и интересами,
поиск компромиссов;
− формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла
образования;
− воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
− развитие умения ориентироваться в образовательном пространстве за счет
осознанного использования общепредметных понятий;
− развитие навыка применения решений наивысшего качества, основанных на
логической и комплексной переработке, систематизации информации;
− развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
− совершенствование умения использовать компьютерные и коммуникационные
технологии как инструмент достижения целей;
− совершенствование умения взаимодействовать и сотрудничать с людьми с
целью достижения персональных и общих результатов;
− развитие умения сверять свои действия с целью и результатом, оценивать их;
− развитие умения самостоятельно осознавать причины своего успеха или
неуспеха и поиска выходов из ситуации неуспеха;
− подготовка обучающихся к проектной деятельности.

Предметные:
знать:
− основные понятия VR/AR;
− основные пакеты программ для 3D-моделирования: SketchUp, Blender;
− основные пакеты программ для создания дополненной реальности (Unity,
EVStudio);
− аддоны в Blender;
− инструменты для работы с материалами;
− наименования библиотек для создания приложений виртуальной реальности.
Уметь:
− навык съемки фото и видео в формате 360;
− навык моделирования объектов в графических редакторах;
− обосновать выбор графического редактора для решения поставленной задачи;
− писать простые программы на языке программирования C#;
− применять аддоны в Blender;
− создавать анимационные ролики в программе Blender;
− создавать приложения дополненной реальности в Unity;
− тестировать приложения;
− создавать приложения виртуальной реальности в Unity;
− умение использовать Интернет для поиска информации.
− владение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов;
− умение визуализировать свои идеи в 3D формате;
− осуществлять рациональный выбор программного инструментария для 3D
моделирования, анимации и создания приложений дополненной реальности.

Формы подведения итогов и методы диагностики
В рамках аттестации по итогам года учитывается участие обучающегося в не
менее 50% мероприятий, направленных на проверку полученных промежуточных
образовательных результатов по итогу разделов и модулей. Контрольные
мероприятия организуются с периодичностью один раз в полугодие. Комплекс
аттестационных форм включает итоговое тестирование и представление решения
учебного проекта в рамках открытой презентации работ обучающихся.
Критерии и показатели оценки уровня освоения программы
Критерий «Знания, умения, навыки»
1 ступень
2 ступень
3 ступень (уровень
(начальный уровень)
(уровень освоения)
совершенствования)
Освоенность терминов и Свободное
оперирование Способности
творческого
понятий
в
области основными терминами и понятиями поиска
и
решения
моделирования
и в области моделирования и практических
задач
в
программирования – низкая, программирования;
областях моделирования и
неуверенная,
осведомленность об этапах и программирования – ярко
способность
методах проектной деятельности;
выражены;
самостоятельного поиска и
способность
самостоятельного Уверенные
навыки
анализа
информации
– выполнения кейсов, поиска и самостоятельного
низкая,
исправления ошибок; способность целеполагания и управления
умение
работать
с представления результатов работы, имеющимися ресурсами.
мобильными устройствами уверенный навык презентации
для сбора пространственных выполненных кейсов.
данных – выражено слабо.
Критерий «Мотивация и творческая активность»
Мотивация
зависит
от
внешних
факторов,
поддерживается
преподавателем. Выполняет
задания на репродуктивнотворческом уровне.

Устойчивое
стремление
к
достижению высоких результатов,
поддерживается самостоятельно.
Легко включается в работу,
большую часть заданий выполняет
на творческом уровне.

Четко выражает потребность
в
занятиях.
Обладает
оригинальностью
мышления, воображением,
способностью
генерации
новых идей и реализации их
на практике.

Критерий «Достижения»
Активное
участие
в Результативные выступления в Результативные
мероприятиях квантума и мероприятиях учреждения и на выступления
учреждения.
уровне региона.
всероссийском уровне.

на

Учебно-тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
3.1.
3.2.
4.
5.
6.
7.
7.1.
7.2.
8.
9.

Тема
Раздел 1. Погружение в курс. Что
такое VR/AR?»
Раздел 2. Панорамная съемка – фото и
видео 360 градусов.
Раздел
3.
Изучение
основ
моделирования.
Основы работы в SketchUp.
Основы работы в среде Blender.
Промежуточная аттестация по итогам
модуля.
Раздел 4. Дополненная реальность в
конструкторе EV Toolbox.
Раздел 5. Основы программирования.
Раздел 6. Создание
дополненной реальности с
использованием.
AR в Unity.
Скрипты в Unity.
Раздел 7. Основы GameDev в Unity3D.
Раздел 8. Подготовка к конкурсной
деятельности и участие в конкурсах.

Всего

Теория

Практика

4

2

2

6

3

3

28

11

17

8
20

2
9

6
11

2

2

20

6

14

20

6

14

26

9

17

12
14
14

5
4
4

7
10
10

20

8

12

10.

Промежуточная аттестация по итогам
модуля.

2

2

11.

Подведение итогов.

2

2

ИТОГО:

144

49

Форма
контроля
Устны
й
опрос
Презентация
работы

Презентация
решений
кейсов

Презентация
решений
кейсов
Круглы
й стол

95

Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Погружение в курс. Что такое VR/AR?» (4 часа)
Теория: Правила пожарной безопасности. Правила безопасной работы с
электроникой, электроприборами и инструментами. Инструктаж по технике
безопасности при проведении практических работ. Знакомство с образовательным
учреждением, с расписанием занятий. Правила поведения в технопарке. Знакомство
с VR/AR квантумом, знакомство с оборудованием.
Практика: Тестирование оборудования. Тестирование приложений из
дидактических материалов.

Форма контроля: устный опрос.
Раздел 2. Панорамная съемка – фото и видео 360 градусов. (6часов) Теория:
Обзор основных способов съемки сферических панорам. Программа
Pano2VR
Практика: съемка фото и видео 360 градусов, создание виртуальных туров.
Форма контроля: презентация работы.
Раздел 3. Изучение основ моделирования (28 часов)
Подраздел: «Основы работы в SketchUp» (8 часов)
Теория: знакомство с программой SketchUp, обзор возможностей и сфер
применения, обзор шаблонов и основных инструментов, инструменты «линия,
прямоугольник, круг, дуга. инструмент «вдавить-втянуть», инструмент
«переместить», инструмент ведение. Демонстрация работы основных инструментов.
Первое знакомство с Unity.
Практика:

повторение

действий

за

педагогом,

создание

простых

геометрических форм, используя основные элементы, рисуем дома и здания, рисуем
шары и конусы, башни, проектируем город. Кейс «Марсианский город». Создание
простого проекта в Unity.
Форма контроля: презентация работ.
Подраздел: «Основы работы в среде Blender» (20 часов)
Теория: Знакомство с интерфейсом программы. Понятия интерфейса
программы Blender и окна 3D вида. Основные средства работы с объектами.
Понятия режима редактирования, экструдирования, центра объекта и точки
вращения. Панели свойств и инструментов. Понятие анимации. Рендеринг.
Скульптинг.
Практика: Повторение необходимых действий за преподавателем. Создание
произвольных объектов. Работа с окнами и настройка программы. Работа с
модификаторами. Работа с материалами и текстурами. Перемещение, вращение,
масштабирование и экструдирование объектов сцены. Применение инструментов с
панелей свойств и инструментов. Изучение возможностей модификаторов. Создание
материалов и наложение текстур на объекты сцены. Настройка камеры, освещения и
мира. Кейс «Средневековый дом».

Форма контроля: презентация работ.
Раздел 4. Дополненная реальность в конструкторе EV Toolbox (20 часов)
Теория: знакомство с рабочим пространством программы; понятия
«маркерная» и «безмаркерная» технологии; «маркер», основные требования,
предъявляемые к маркерам; объекты «счетчик», «переключатель», «проекция на
экран», понятие «сценарий».
Практика:

создание

собственных

маркеров,

создание

приложений

дополненной реальности с использованием вышеперечисленных объектов и
инструментов. Написание сценариев. Кейс «Дополненная реальность в школьном
учебнике»
Форма контроля: защита кейсов.
Раздел 5. Основы программирования (20 часов)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Понятие алгоритма. Разбор
особенностей среды разработки VisualStudio. Обзор языков программирование и их
сравнение с C#. Выражения, арифметические действия. Разбор принципа работы
арифметических действий в C#. Ветвления. Понятие условного оператора и принцип
его работы (оператор if). Циклы. Оператор for. Методы. Массивы. Виды массивов.
Объявление массивов. Классы и объекты. Конструкторы и деструкторы.
Практика:

Составление

простых

алгоритмов.

Написание

кода

с

использованием арифметических операций в VisualStudio. Написание кода с
использованием условного оператора. Написание кода с использованием циклов.
Написание кода с использованием методов. Написание кода с использованием
массивов. Кейс «Текстовый квест».
Форма контроля: защита кейсов.
Раздел 6. Создание дополненной реальности с использованием Unity (26
часов)
Подраздел: AR в Unity (12 часов)
Теория: знакомство с интерфейсом Unity, знакомство с библиотеками для
создания дополненной реальности Vuforia, EasyAR, правила регистрации,

особенности библиотек, понятие «Метка», знакомство с основными требованиями к
меткам.
Практика: создание меток, создание базы меток в Vuforia, моделирование объектов
в Blender, создание приложений дополненной реальности в Unity. Кейс
«Кванторианский квест»
Подраздел: Скрипты в Unity (14часов)
Теория: понятие «скрипт». Специфика C# в Unity. Знакомство с правилами
подключения редактора кода к Unity, если он не был установлен по умолчанию.
Начало изучения библиотеки UnityEgine. Скрипты трансформации объекта:
изменения размера и местоположения объекта, уничтожение объекта, знакомство и
понятием «пользовательский интерфейс»
Практика: написание скриптов, создание пользовательского интерфейса Кейс
«Кванторианский квест», создание более сложных приложений, подразумевающих
взаимодействие с объектами.
Форма контроля: защита кейсов.
Раздел 7. Основы GameDev в Unity3D (14 часов)
Теория: понятие игровых уровней/сцен, материалы и текстуры в Unity, понятие
«триггер», написание скриптов для триггеров, запекание текстур в Blender для
переноса объекта в Unity, знакомство с созданием анимации.
Практика: создание многоуровневой игры, настройка материалов и текстур в
Unity, моделирование объектов в Blender кейс «Лабиринт познания».
Форма контроля: защита кейсов.
Раздел 8. Подготовка к конкурсной деятельности и участие в конкурсах
(20 часов)
Теория: обзор основных конкурсов, разбор заданий предыдущих годов, обзор
хакатонов.
Практика: прорешивание конкурсных заданий ITfest и VRAR-fest 2020-2021,
Шустрик, поиск информации и материалов необходимых для участия в конкурсах,
поиск новых конкурсов и участие в них.

Организационно-педагогические условия
Материально-техническое обеспечение
Основное оборудование, необходимое для реализации программы
№
п/п

Наименование

1
2
3
4
5

Интерактивная доска
Системный блок
Монитор
Компьютерная периферия
Ноутбук

Кол-во
1
12
12
12
3

Срок
аморт.,
лет
5
2
2
1
4

Основные расходные материалы,
необходимые для реализации
программы
№
п/п
1

Наименование

Кол-во

Бумага (А4), пачка

200

2

Маркеры (синий, красный, черный, зеленый)

15

3

Картриджи для МФУ

800

Информационное обеспечение
Пакет программного обеспечения Microsoft Office; Unity; Blender.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование или
среднее профессиональное образование инженерно-технической специальности,
обладающий навыками, согласно пункту 1.2.1 Должностной инструкции.
Методическое

обеспечение

программы Методы обучения:
− кейс-метод (исследование ситуации, предложение вариантов её разрешения);
− наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);
− практические методы (упражнения);
− поисковые (поиск информации, умение выделять главное,
отсеивать недостоверную информацию).
Методы стимулирования и мотивации:

− конкурсы;
− поощрения;
− учебные дискуссии;
− создание ситуаций успеха в обучении;
− создание ситуаций творческого поиска, формирование ответственности и
обязательности.
Методы воспитания:
− методы формирование сознания личности (рассказ, беседа);
− методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения личности (иллюстрации и демонстрации);
− методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
(дискуссия);
Методы контроля:
− устный опрос;
− защита кейсов;
− практическое задание на проверку сформированных компетенций по
образовательной программе.

Список источников для педагогов
1. Support - Skanect 3D Scanning Software By Occipital – Электорон. дан. – URL:
http://skanect.occipital.com/support/ (дата обращения: 31.01.2020).
2.

How

to

use

the

panono

camera

–

Электорон.

дан.

–

URL:

https://support.panono.com/hc/en-us (дата обращения: 31.01.2020).
3. Kolor | Autopano Video - Video stitching software — Электорон. дан. – URL:
http://www.kolor.com/autopano-video/#start (дата обращения: 31.01.2020).
4. VR rendering with Blender - VR viewing with VRAIS-YouTube – Электорон.
дан. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=SMhGEu9LmYw (дата обращения:
31.01.2020).
5.

Blender

3D

уроки

–

Электорон.

дан.

–

URL:

https://www.youtube.com/channel/UCLYrT1051M_6XkbEc5Te8PA (дата обращения:
31.01.2019).
Список источников для обучающихся
1.

Blender

3D

уроки

–

Электорон.

дан.

–

URL:

https://www.youtube.com/channel/UCLYrT1051M_6XkbEc5Te8PA (дата обращения:
31.01.2019).
2. METANIT.COM – сайт о программировании – Электорон. дан. – URL:
https://metanit.com/ (дата обращения: 31.01.2019).

Приложение № 1
Контрольно-измерительные материалы
Система контрольно-измерительных материалов направлена на мониторинг
достижения запланированных предметных результатов.
Оценка достижения личностных и метапредметных результатов осуществляется
совместно с педагогом-психологом путем педагогического наблюдения, а также
включенных оценочных параметров в рамках запланированных контрольных
мероприятий.
Оценка достижения результатов
Вид работы
Форма
(фронтальный,
контроля
групповой,
индивидуальный)
Устный опрос по Индивидуальный
итогам Раздела
1.
«Погружение в
курс. Что такое
VR/AR?»

Презентация
Индивидуальный
работ по итогам
Раздела
2.
«Панорамная
съемка – фото и
видео
360
градусов»

Презентация
Индивидуальный
работ по итогам
Раздела
3

Критерии оценки результата
Цель
проведения
Промежуточны
й
контрол
ь полученных
образовательны
х результатов.

Базовый
уровень
Обучающийся
может назвать
существующие
приложения
виртуальной и
дополненной
реальности. Знает
технику
безопасности.

Продвинуты
й уровень

Обучающийся
может
проанализировать
плюсы и минусы
приложений,
может указать
на
основные
недостатки.
Знае
т
технику
безопасности.
Промежуточны Критерии
Критерии
й
контроль оценивания
оценивания
полученных
презентации
презентации
образовательны выполнены на
выполнены более
х результатов
50%-70% от
чем на 70%. Умеет
максимально
снимать панорамы
возможного числа и
создавать
баллов. Умеет
виртуальные туры в
снимать
Pano2VR.
панорамные
снимки, но
встречаются
ошибки в
виртуальном
туре.
Промежуточны Критерии
Критерии
й
контроль оценивания
оценивания
полученных
презентации
презентации

«Изучение основ
моделирования»

Защита кейсов Индивидуальный
по
итогам
Раздела
4.
Дополненная
реальность
в
конструкторе EV
Toolbox

Защита кейсов Групповой
по итогам
Раздела
5.
Основы
программирован
ия

Защита кейсов Групповой
по итогам
Раздела
6.
Создание

образовательны
х результатов

выполнены на
50%-70% от
максимально
возможного числа
баллов. Понимает
разницу между
3D-редакторами,
может создать
простые объекты,
отдаленно
напоминающие
исходное
изображения.
Работает с
исходными
объектами/mesh
не редактируя их.
Промежуточны Критерии
й
контроль оценивания
полученных
презентации и
образовательны кейса выполнены
х результатов
на 50%-70% от
максимально
возможного числа
баллов.
Приложение,
созданное в
EVStudio
работает
стабильно, но не
содержит
сценарии или 3Dмодели
Промежуточны Критерии
й
контроль оценивания
полученных
презентации и
образовательны кейса выполнены
х результатов
на 50%-70% от
максимально
возможного числа
баллов.
Приложение
содержит менее 5
операторов
ветвления.
Промежуточны
й
контроль
полученных
образовательны

Критерии
оценивания
презентации и
кейса выполнены

выполнены более
чем
на
70%.
Построенные
модели
повторят
исходные
изображения.
Обучающийся
умеет работать с
полигонами
и
накладывать
материалы.

Критерии
оценивания
презентации
и
кейса выполнены
более чем на 70%.
Приложение,
созданное
в
EVStudio работает
стабильно,
содержит сценарии
и 3D-модели

Критерии
оценивания
презентации
и
кейса выполнены
более чем на 70%.
Приложение
содержит более 5
операторов
ветвления,
содержит
вложенные
операторы
ветвления.
Критерии
оценивания
презентации
и
кейса выполнены

дополненной
реальности
с
использованием
Unity

Защита кейсов Индивидуальный
по
итогам
Раздела
7.
Основы
GameDev
в
Unity3D

х результатов

на 50%-70% от
максимально
возможного числа
баллов.
Обучающийся
умеет создавать
базу меток в
Vuforia.

более чем на 70%.
Обучающийся
уверенно создает
приложения
дополненной
реальности, умеет
создавать простые
скрипты,
умеет
импортировать
модели
из
сторонних
3Dредакторов.
Промежуточны Критерии
Критерии
й
контроль оценивания
оценивания
полученных
презентации и
презентации
и
образовательны кейса выполнены кейса выполнены
х результатов
на 50%-70% от
более чем на 70%.
максимально
Обучающийся
возможного числа умеет
писать
баллов.
необходимые
Обучающийся
рабочие скрипты.
уверенно создает Умеет
создавать
сцены, но
сцены
и
скрипты
настраивать
работают
переходы
между
нестабильно
ними.

Приложение № 2
Программно-методический комплекс
Формы контроля
Критерии оценивания выполненного кейса
Качество разработки пользовательского интерфейса 0-3 балла (если он
предусмотрен условием кейса)
0-

в приложении отсутствует пользовательский интерфейс;

1-

пользовательский интерфейс есть, но он недостаточно информативен

для пользователя;
2-

пользовательский интерфейс есть, он информативен, но дизайн

устаревший и простой;
3- пользовательский интерфейс есть, он информативен с оригинальным
дизайном.
Описание использованных методов и оборудования 0-2 балла
0 - описание отсутствует;
1– описание представлено не в полном объеме;
2– описание есть.
Презентация раскрывает всю необходимую информацию 0 - 2 балла
0 – презентация отсутствует;
1 – презентация сложна для восприятия;
2

– презентация понятна и раскрывает всю информацию.

Функциональность и работоспособность 0 – 2 балла
0 – приложение не работоспособно на уровне прототипа и не выполняет заявленные
в задании функции;
1 – приложение работоспособно на уровне прототипа и частично выполняет
заявленные в задании функции;
2 – приложение полностью работоспособно на уровне прототипа и выполняет
заявленные в задании функции.
Критерии оценивания защиты презентации

Соблюдение таймингов 0 - 3 балла
0 – не смогли защитить за отведённое время;
3 – смогли защитить, не выходя за рамки отведённого времени.
Визуальное оформление презентации 0 - 5 баллов
0 – визуально устаревший дизайн презентации (использованы стандартные
темы, цветовая палитра визуально «кислотная» и негармоничная, слишком много
текста, слишком маленький шрифт и т.п.);
3 – в презентации визуально, частично наблюдаются дизайнерские приёмы, но
в целом, у презентации слабый, устаревший дизайн;
5 – в презентации, визуально, приятный дизайн, чувствуется дизайнерский
подход.
Оригинальность идеи 0 – 5 баллов
0 – в проекте нет оригинальных идей и подходов;
2 – есть отдельные оригинальные идеи;
5 – в проекте наблюдается действительно творческий подход и креатив.
Постановка цели и задач 0 - 3 балла
0 – не смогли правильно поставить цель задачи;
1 – частично справились с постановкой цели и задач;
3 – грамотно сформулировали цель и задачи.
Дидактический материал
Демонстрационные приложения виртуальной и дополненной реальности,
презентации, видеоролики.
Используемые приложения для демонстрации дополненной реальности
1) SKAG AR Safari На метке воспроизводятся 3D модели и звуки различных
животных
https://drive.google.com/drive/folders/1k7iaSBOPlion-Tb36NmjVNdKesYoZ9DM
2) Глаз человека.В данном приложении можно познакомиться с
интерактивной 3D моделью глаза человека. Вы сможете покрутить его в ладони,
посмотреть, из каких

частей он состоит, увидеть реакцию глаза на внешние раздражители.
https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.eligovision.android.evi.users.eye
www.eligovision.ru/media/upload/flyer_eye_main.pdf
www.eligovision.ru/media/upload/flyer_eye_add.pdf
3) Мозг

человека.

В

данном

приложении

можно

познакомиться

с

интерактивной 3D моделью мозга человека. Вы сможете покрутить его в ладони,
разобрать его на части в любом удобном для вас порядке и узнать, какая часть за что
отвечает.
https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.eligovision.android.evi.users.brain
www.eligovision.ru/media/upload/flyer_brain.pdf
4) Google Переводчик. Вы можете навести камеру на дорожный знак, меню в
кафе или какой-нибудь другой текст и тут же получить перевод. Функция работает
на 38 языках.
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.google.android.apps.translate
5) SketchAR. Приложение, позволяющее научится рисовать с
помощью дополненной реальности
https://play.google.com/store/apps/details?id=ktech.sketchar

Приложение № 3
Кейсы
Кейс «Марсианский город»
О кейсе: в ходе работы над кейсом обучающиеся отработают и углубят уже
имеющиеся навыки работы в SketchUp, а также познакомятся со средой разработки
Unity.
Текст кейса: Роскосмос осваивает новые планеты и для создания городов им
необходимы 3D модели инопланетных зданий. Задача кванторианцев создать
модели в программе SketchUp.
Категория кейса: вводный рассчитан на обучающихся 12-16 лет.
Место кейса в структуре программы: Раздел 3. Изучение основ
моделирования. Подраздел: «Основы работы в SketchUp»
Количество учебных часов на которое рассчитан кейс: 4 часа.
Занятие 1
Цель: продумать инфраструктуру и внешний вид строений марсианского
Видеоролик
поселения
Что делаем: на листе бумаги Soft Skills: умение организовать поиск
зарисовываем
предполагаемый информации в сети Интернет, а также
город
структурировать и систематизировать
полученную
информацию;
умение
отстаивать свою точку зрения; развитие
навыка самопрезентации, развитие
творческого мышления
Занятие 2 – занятие 5
Цель: смоделировать в SketchUp нарисованный на предыдущем занятии город
Что делаем: моделируем строения Hard Skills: умение работать в
в SketchUp?
программе SketchUp
Soft
Skills:
развитие
навыка самопрезентации
Занятие 6
Цель: создание VR приложения в Unity для очков Pico
Видеоролики
сайта Unity
Что
делаем:
переносим Hard Skills: начальные навыки работы в
смоделированные объекты в Unity Unity; умение работать в PowerPoint
Soft
Skills:
развитие
навыка
самопрезентации; умение отстаивать
свою точку зрения

с

Минимально

необходимый

уровень

входных

компетенций:

для

прохождения кейса требуется знание основных инструментов SketchUp.
Предполагаемые

результаты

обучающихся,

формируемые

навыки Артефакты: приложение для очков Pico в формате аpk
файла.
Универсальные компетенции (Soft Skills): умение организовать поиск
информации в сети Интернет, а также структурировать и систематизировать
полученную информацию; умение отстаивать свою точку зрения; развитие навыка
самопрезентации, развитие творческого мышления.
Предметные компетенции (Hard Skills): умение работать в программе
SketchUp; начальные навыки работы в Unity, умение создавать презентацию в
PowerPoint.
Способ

выявления

образовательного

результата:

представление

результатов образовательной деятельности пройдет в форме публичной презентации
решений кейса обучающимися и последующих ответов выступающих на вопросы
наставника и других команд.
Необходимые материалы и оборудование
Аппаратное и техническое обеспечение:
Рабочее место обучающегося: ПК(монитор, клавиатура, мышь, системный
блок)
Рабочее место наставника: ПК(монитор,
клавиатура, мышь, системный блок)
Программное обеспечение: SketchUp,
Unity, PowerPoint
Расходные материалы: бумага, цветные
карандаши, фломастеры. Дополнительное
оборудование: очки виртуальной
реальности PICO, экран для

демонстрации
Источники информации
Школа

SketchUp

—

Электорон.

дан.

—

URL:

https://www.youtube.com/channel/UCOXXdPr6YtaT5oFIdiBDBKw (дата обращения:
20.08.2020).
Кейс «Средневековый дом»
О кейсе: в ходе работы над кейсом обучающиеся отработают и углубят уже
имеющиеся навыки работы в Blender.
Текст кейса: Музей средневековья решил сделать интерактивную выставку,
но им не хватает 3D моделей строений. Нам необходимо сделать 3D модель
средневекового дома в Blender, чтобы лучше ознакомить людей со средневековой
архитектурой.
Категория кейса: вводный рассчитан на обучающихся 12-16 лет.
Место кейса в структуре программы: Раздел 3. Изучение основ
моделирования. Подраздел: «Основы работы в среде Blender»
Количество часов, на которое рассчитан кейс: 10 часов.
Учебно-тематическое планирование: обучающиеся работают над кейсом на
практической части занятий
Занятие 1
Цель: найти исходное изображение (референс) моделируемого строения
Что делаем: ищем информацию с
Soft Skills: умение организовать поиск информации в сети
сети Интернет
Интернет, а также структурировать и систематизировать
полученную информацию; умение делать выбор и
аргументировать его
Занятие 2- Занятие 6
Цель: смоделировать в Blender найденное строение
Что делаем: моделируем замок в Hard Skills: умение работать в программе Blender
Blender, используем инструменты Soft Skills: развитие навыка самопрезентации
и настройки, изучаемые на каждом
новом занятии, прорисовываем
детали, скульптурируем.
Занятие 7
Цель: подготовить выступление
Что
делаем:
Hard Skills: умение работать в PowerPoint
подготовка презентации Soft Skills: развитие навыка самопрезентации; умение
отстаивать свою точку зрения

Минимально

необходимый

уровень

входных

компетенций:

для

прохождения кейса требуется знание панели инструментов в EditMode.
Предполагаемые результаты обучающихся, формируемые навыки
Артефакты: смоделированный объект- замок в одном из 3D форматов.
Универсальные компетенции (Soft Skills): умение организовать поиск
информации в сети Интернет, а также структурировать и систематизировать
полученную информацию; умение отстаивать свою точку зрения; развитие
навыка самопрезентации, развитие творческого мышления; умение делать
выбор.
Предметные компетенции (Hard Skills): умение работать в программе
Blender; умение создавать презентацию в PowerPoint.
Способ

выявления

образовательного

результата:

представление

результатов образовательной деятельности пройдет в форме публичной презентации
решений кейса обучающимися и последующих ответов выступающих на вопросы
наставника и других команд.
Необходимые материалы и оборудование
Аппаратное и техническое обеспечение:
Рабочее место обучающегося: ПК (монитор, клавиатура, мышь, системный
блок)
Рабочее место наставника: ПК(монитор,
клавиатура, мышь, системный блок)
Программное обеспечение: Blender,
PowerPoint
Источники информации:
Blender 3D уроки — Электорон. дан. — URL:

https://www.youtube.com/channel/UCLYrT1051M_6XkbEc5Te8PA (дата обращения:
31.01.2019).
Кейс «Дополненная реальность в школьном учебнике»
О кейсе: в ходе работы над кейсом обучающиеся предстоит создать AR
приложение для школьного учебника.
Текст кейса: представители средних общеобразовательных школ попросили
учащихся выбрать любимый школьный предмет и сделать для учебника приложение
в дополненной реальности. Данное приложение поможет повысить интерес к
процессу обучения.
Категория кейса: вводный рассчитан на обучающихся 12-16 лет.
Место кейса в структуре программы: Раздел 4. Дополненная реальность в
конструкторе EV Toolbox
Количество часов, на которое рассчитан кейс: 8 часов.
Занятие 1
Цель: проанализировать существующие решения в сфере образовательных AR-приложений.
Что
делаем:
тестируем Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать
существующие AR-приложения, релевантную информацию, навыки формулирования
обсуждаем принципы работы проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы;
технологии, определяем наиболее
Hard Skills: умение активировать запуск приложений
интересные решения
дополненной реальности, устанавливать их на устройство и
тестировать.
Занятие 2
Цель: выявить проблему (пожелание), решаемую с помощью приложения.
Что делаем: делимся на команды, Soft Skills: работа в команде, планирование проекта, навыки
распределяем роли, проводим коллективного решения проблем творческого и поискового
мозговой штурм внутри команды характера
и мини-исследование,
планируем ход проекта.
Занятие 3
Цель: отработать основные навыки работы с инструментарием дополненной реальности
Что
делаем:
продумываем Hard Skills: навык разработки AR-приложения.
сценарий, создаем необходимые Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать
графические материалы, ищем или релевантную информацию, навыки коллективного решения
создаем
проблем творческого и поискового характера;
требующийс
я
«дополненный»
контент:
3Dмодели, аудио, видео, фотографии,
текста и др.; разрабатываем
приложение

Занятие 4
Цель: грамотно презентовать свои наработки
Что делаем: демонстрируем свое Soft Skills: навык качественной презентации, умение
приложение, обсуждаем, задаем отвечать на вопросы
вопросы. Вносим доработки по
необходимости.

Минимально

необходимый

уровень

входных

компетенций:

для

прохождениz кейса требуются знания программы EVStudio
Предполагаемые результаты обучающихся, формируемые
навыки Артефакты: Ar приложение
Универсальные компетенции (Soft Skills): умение находить, анализировать
и использоватьрелевантную информацию; навыки формулирования проблемы,
выдвижения гипотезы; умение ставить вопросы (инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации; навыки самостоятельного решения проблем
творческого и поискового характера; самостоятельного планирования и реализации
проекта: постановка цели, создание и подбор контента, презентация и защита
готового проекта; навык публичных выступлений и навык убеждения; работа в
команде: работа в общем ритме, эффективное распределение задач
Предметные компетенции (Hard Skills): знание и понимание основных
понятий: дополненная реальность (в т. ч. ее отличия от виртуальной), смешанная
реальность, оптический трекинг, маркерная и безмаркерная технологии, реперные
точки; знание пользовательского интерфейса профильного ПО, базовых объектов
инструментария; навыки создания AR-приложений, знание основ 3D-моделирования.
Способ выявления образовательного результата: представление результатов
образовательной деятельности пройдет в форме публичной презентации решений
кейса обучающимися и последующих ответов, выступающих на вопросы наставника
и других команд.
Необходимые материалы и оборудование:
Аппаратное и техническое обеспечение:
Рабочее место обучающегося: ПК(монитор, клавиатура, мышь, системный
блок)

Рабочее место наставника: ПК(монитор, клавиатура, мышь, системный блок)
Программное обеспечение: EVStudio, ПО для 3D мо
делирования
Материалы: бумага для печати, чернила, картон, фломастер/маркеры и др.
канцелярские принадлежности.
Дополнительное оборудование: смартфоны для тестирования приложений,
экран для демонстрации
Источники информации:
Blender 3D уроки — Электорон. дан. — URL:
https://www.youtube.com/channel/UCLYrT1051M_6XkbEc5Te8PA (дата обращения:
31.01.2019).

Руководство по использованию EVStudio — Электорон. дан. — URL:
http://evtoolbox.ru/education/docs/ (дата обращения: 20.08.2020).
Кейс «Текстовый квест»
О кейсе: в ходе работы над кейсом обучающимся предстоит написать
программу на языке программирования C#, представляющую собой классический
текстовый квест в стилистике 80-х годов ( аналог Zork).
Текст кейса: Игровая индустрия не всегда была такой как сейчас,
современные игры появились на свет с развитием компьютерной графики, но и до
расцвета графики игры уже разрабатывались. Примерами таких игр служат
текстовые квесты, которые представляют собой общение пользователя с консолью в
виде диалога. У каждого текстового квеста есть определённая сюжетная линия,
которая развивается так или иначе исходя из ответов игрока. На ближайших
занятиях вам нужно будет разработать такой текстовый квест: придумать сюжет и
его разветвления и реализовать его на языке программирования C#.
Категория кейса: вводный рассчитан на обучающихся 12-16 лет.
Место кейса в структуре программы: Раздел 5 «Основы программирования»
Количество часов, на которое рассчитан кейс: 10 часов.
Занятие 1
Цель: придумать сюжет кейса
Что делаем: ищем
информацию с сети Интернет,
придумываем и записываем
сюжет.

Soft Skills: умение организовать поиск информации в
сети Интернет, а также структурировать и
систематизировать полученную информацию; умение
делать выбор и аргументировать его, развитие творческих
способностей, умение аргументировать своею точку
зрение, развитие навыков самопрезентации

Занятие 2- Занятие 4
Цель: реализация замысла в Visual Studio на языке программирования C#.
Что делаем: исходя из
Hard Skills: умение программировать: консольный
полученных знаний
ввод- вывод, преобразование типов данных, условные
программируем нашу
операторы. Soft Skills: развитие навыка самопрезентации,.
игровую
логику.
Занятие 5
Цель: подготовить выступление
Что делаем: подготовка
Hard Skills: умение работать в PowerPoint или Canva,
презентации
умение тестировать.

Soft Skills: развитие навыка самопрезентации; умение
отстаивать свою точку зрения, умение корректно оценивать
и критиковать работы одногруппников

Минимально

необходимый

уровень

входных

компетенций:

для

прохождения кейса требуется знание консольного ввода-вывода, условного
оператора и преобразования типов, эти знания и умения обучающиеся получают на
теоретической части занятия.
Предполагаемые

результаты

обучающихся,

формируемые

навыки

Артефакты: написанное приложение для операционной системы Windows.
Универсальные компетенции (Soft Skills): умение организовать поиск
информации в сети Интернет, а также структурировать и систематизировать
полученную информацию; умение отстаивать свою точку зрения; развитие навыка
самопрезентации, развитие творческого мышления.
Предметные компетенции (Hard Skills): знание основных управляющих
конструкций C#.
Способ

выявления

образовательного

результата:

представление

результатов образовательной деятельности пройдет в форме публичной презентации
решений кейса обучающимися и последующих ответов выступающих на вопросы
наставника и других обучающихся.
Необходимые материалы и оборудование:
Аппаратное и техническое обеспечение:
Рабочее место обучающегося: ПК(монитор, клавиатура, мышь, системный
блок)
Рабочее место наставника: ПК(монитор,
клавиатура, мышь, системный блок)
Программное обеспечение: Microsoft
Visual Studio, PowerPoint
Источники информации:
METANIT.COM –сайт о программировании —
Электорон. дан. — URL:
https://metanit.com/ (дата обращения: 31.01.2019).

Кейс «Кванторианский квест»
О кейсе: в ходе работы над кейсом обучающиеся предстоит создать AR
приложение- квест. Обучающиеся получат навыки работы с ПО по созданию ARпроектов

(Unity),

продолжается

работа

с

программами

по

трехмерному

моделированию.
Текст кейса: Сегодня технологии развиваются крайне стремительно. Всего
пару лет назад мало кто мог предположить, что трехлетние дети будут иметь
«оживающие» игрушки, на уроках школьники будут использовать очки как у
Терминатора, а в музеях смогут сделать селфи с невероятно реалистичными
динозаврами и мамонтами. Мы уже знакомы с волшебной технологией, о которой
идет речь – дополненной реальностью – и возможностях ее применения, но многие
люди до сих пор ассоциируют ее с «ловлей покемонов». Про феноменальный успех
игры лета 2016 года Pokemon Go слышали, кажется, все. Именно благодаря ей
огромное количество людей узнало о технологии дополненной реальности.
«Приложение для смартфонов Pokemon Go продолжает триумфальное шествие по
миру; соцсети переполнены обсуждениями новой игры с использованием так
называемой дополненной реальности. Пока мир разделился на сторонников и
противников игры, а разработчики ищут новые интересные решения, вам
предлагается поработать в области game development: создайте игру не хуже, чем у
Nintendo — вам это уже под силу. В Pokemon Go есть возможность играть за одну из
трех команд. Сохраним соревновательный момент — объединитесь в три группы и
разработайте собственный по-настоящему увлекательный квест. Не забывайте, что в
конце другие команды протестируют ваше приложение, так что нужно быть на
высоте.

Единственное

требование

—

образовательная

ценность.

Убедите

пользователя решить задачку перед тем, как поймать очередного Пикачу! Тематика
ничем не ограничена — вы можете создать систему мобильной навигации по
детскому технопарку «Кванториум», можете оживить страницы книг в библиотеке, а,

возможно, захотите разнообразить любой школьный урок. Опасные опыты по химии,
занимательные путешествия на географии, реконструкция исторических боев прямо
на вашем столе, опыты на уроках биологии станут значительно увлекательнее и
запомнятся надолго.
Категория кейса: углубленный рассчитан на обучающихся 12-16 лет.
Место кейса в структуре программы: Раздел 6. Создание дополненной
реальности с использованием Unity
Количество часов, на которое рассчитан кейс: 10 часов.
Занятие 1
Цель: проанализировать существующие решения в сфере AR-приложений (квесты).
Что
делаем:
тестируем Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать
существующие AR-приложения, релевантную информацию, навыки формулирования
обсуждаем принципы работы проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы;
технологии, определяем наиболее
Hard Skills: умение активировать запуск приложений
интересные решения
дополненной реальности, устанавливать их на устройство и
тестировать.
Занятие 2
Цель: выявить проблему (пожелание), решаемую с помощью приложения.
Что делаем: делимся на команды, Soft Skills: работа в команде, планирование проекта,
распределяем роли, проводим навыки коллективного решения проблем творческого и
мозговой штурм внутри команды поискового характера
и мини-исследование,
планируем ход проекта.
Занятие 3
Цель: отработать основные навыки работы с инструментарием дополненной реальности
Что
делаем:
продумываем Hard Skills: навык разработки AR-приложения.
сценарий, создаем необходимые Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать
графические материалы, ищем или релевантную информацию, навыки коллективного решения
создаем
требующийся проблем творческого и поискового характера;
«дополненный»
контент:
3Dмодели, аудио, видео, фотографии,
текста и др.; разрабатываем
приложение
Занятие 4
Цель: отработать основные навыки работы с инструментарием дополненной реальности
Что делаем: создаем необходимые Hard Skills: навык разработки AR-приложения.
графические материалы, ищем или Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать
создаем
релевантную информацию, навыки коллективного решения
требующийс проблем творческого и поискового характера;
я
«дополненный»
контент:
3Dмодели, аудио, видео, фотографии,
текста и др.; разрабатываем
приложение.

Занятие 5
Цель: грамотно презентовать свои наработки
Что делаем: демонстрируем свое
Soft Skills: навык качественной презентации, умение
приложение, обсуждаем, задаем отвечать на вопросы
вопросы. Вносим доработки по
необходимости.

Минимально

необходимый

уровень

входных

компетенций:

для

прохождения кейса требуются знание одной из библиотек по работе с дополненной
реальностью и интерфейса программы Unity.
Предполагаемые

результаты

обучающихся,

формируемые навыки Артефакты: Ar приложение
Универсальные компетенции (Soft Skills): умение находить, анализировать
и использовать релевантную информацию; навыки формулирования проблемы,
выдвижения гипотезы; умение ставить вопросы (инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации; навыки самостоятельного решения проблем
творческого и поискового характера; самостоятельного планирования и реализации
проекта: постановка цели, создание и подбор контента, презентация и защита
готового проекта; навык публичных выступлений и навык убеждения; работа в
команде: работа в общем ритме, эффективное распределение задач
Предметные компетенции (Hard Skills): знание и понимание основных
понятий: дополненная реальность (в т. ч. ее отличия от виртуальной), смешанная
реальность, оптический трекинг, маркерная и безмаркерная технологии, реперные
точки; знание пользовательского интерфейса профильного ПО, базовых объектов
инструментария; навыки создания AR-приложений, знание основ 3D-моделирования.
Способ выявления образовательного результата: представление результатов
образовательной деятельности пройдет в форме публичной презентации решений
кейса обучающимися и последующих ответов, выступающих на вопросы наставника
и других команд.
Необходимые материалы и оборудование:
Аппаратное и техническое обеспечение:

блок)

Рабочее место обучающегося: ПК (монитор,
клавиатура, мышь, системный
Рабочее место наставника: ПК (монитор,
клавиатура, мышь, системный блок)
Программное обеспечение: Unity, ПО для
3D моделирования
Материалы: бумага для печати, чернила,
картон, фломастер/маркеры и др.

канцелярские принадлежности.
Дополнительное оборудование: смартфоны для тестирования приложений,
экран для демонстрации.
Источники информации:
1.

Blender

3D

уроки

—

Электорон.

дан.

—

URL:

https://www.youtube.com/channel/UCLYrT1051M_6XkbEc5Te8PA (дата обращения:
31.01.2019).
2. METANIT.COM –сайт о программировании — Электорон. дан. — URL:
https://metanit.com/ (дата обращения: 31.01.2019).
3. Видеоуроки по Unity 5 для начинающих — Электорон. дан. — URL:
http://websketches.ru/blog/unity5-tutor-beginners (дата обращения: 31.01.2019).
Кейс «Лабиринт познания»
О кейсе: обучающимся предлагается создать приложение виртуальлной
реальности для выбранного шлема.
Текст кейса: VR технологии используются для лечения разнообразных фобий
и психических расстройств, в научно-исследовательских институтах проводятся
многочисленные исследования. Ваша задача создать Vr приложение для лечения
фобий или диагностики способностей (например, приложения, содержащие
известные психологические тесты)
Категория кейса: углубленный, рассчитан на обучающихся 12-16 лет.
Место кейса в структуре программы: Раздел 7. Основы GameDev в Unity3D
Количество учебных часов, на которое рассчитан кейс: 12 часов
Занятие 1
Цель: проанализировать существующие VR приложения для лечения психологических
расстройств
Что
делаем:
тестируем Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать
существующие VR-приложения, релевантную информацию, навыки формулирования
обсуждаем принципы работы проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы;
технологии, определяем наиболее Hard Skills: умение активировать запуск приложений
интересные решения
виртуальной реальности, устанавливать их на устройство и
тестировать.
Занятие 2
Цель: выявить проблему (пожелание), решаемую с помощью приложения.

Что делаем: делимся на команды, Soft Skills: работа в команде, планирование проекта, навыки
распределяем роли, проводим коллективного решения проблем творческого и поискового
мозговой штурм внутри команды характера
и мини-исследование,
планируем ход проекта.
Занятие 3
Цель: отработать основные навыки работы с Unity
Что делаем: создаем сцену в Unity, Hard Skills: навык работы в Unity.
моделируем объекты, переносим Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать
их на сцену, продумываем логику релевантную информацию, навыки коллективного решения
работы нашего приложения
проблем творческого и поискового характера
Занятие 4
Цель: отработать основные навыки работы с инструментарием виртуальной реальности
Что делаем: создаем необходимые Hard Skills: навык разработки VR-приложения.
графические материалы, ищем или Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать
создаем
релевантную информацию, навыки коллективного решения
требующийс проблем творческого и поискового характера
я
«дополненный»
контент:
3Dмодели, аудио, видео, фотографии,
текст и др.; разрабатываем
приложение,
Занятие 5
Цель: создание приложения виртуальной реальности
Что делаем: build под выбранную
Hard Skills: навык разработки VR-приложения.
модель очков.
Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать
релевантную информацию, навыки коллективного решения
проблем творческого и поискового характера
Занятие 5
Цель: грамотно презентовать свои наработки
Что делаем: демонстрируем свое
Soft Skills: навык качественной презентации, умение
приложение, обсуждаем, задаем отвечать на вопросы
вопросы. Вносим доработки по
необходимости.

Минимально

необходимый

уровень

входных

компетенций:

для

прохождения кейса требуются знание интерфейса программы Unity, и знание
какого- либо 3d редактора
Предполагаемые результаты обучающихся, формируемые навыки
Артефакты: VR приложение
Универсальные компетенции (Soft Skills): умение находить, анализировать
и использовать релевантную информацию; навыки формулирования проблемы,
выдвижения гипотезы; умение ставить вопросы (инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации; навыки самостоятельного решения проблем
творческого и поискового характера; самостоятельного планирования и реализации

проекта: постановка цели, создание и подбор контента, презентация и защита
готового проекта; навык публичных выступлений и навык убеждения; работа в
команде: работа в общем ритме, эффективное распределение задач
Предметные компетенции (Hard Skills): знание и понимание основных
понятий: виртуальная реальность (в т. ч. ее отличия от дополненной), смешанная
реальность, знание пользовательского интерфейса профильного ПО, базовых
объектов инструментария; навыки создания VR-приложений, знание основ 3Dмоделирования.
Способ

выявления

образовательного

результата:

представление

результатов образовательной деятельности пройдет в форме публичной презентации
решений кейса обучающимися и последующих ответов, выступающих на вопросы
наставника и других команд.
Необходимые материалы и оборудование:
Аппаратное и техническое обеспечение:
Рабочее место обучающегося: ПК (монитор, клавиатура, мышь, системный
блок)
Рабочее место наставника: ПК (монитор,
клавиатура, мышь, системный блок)
Программное обеспечение: Unity, ПО для
3D моделирования
Материалы: бумага для печати, чернила,
картон, фломастер/маркеры и др.

канцелярские принадлежности.
Дополнительное оборудование: очки виртуальной реальности для
тестирования приложений, экран для демонстрации.
Источники информации:
Blender 3D уроки — Электорон. дан. — URL:
https://www.youtube.com/channel/UCLYrT1051M_6XkbEc5Te8PA (дата обращения:
31.01.2019).
1. METANIT.COM –сайт о программировании — Электорон. дан. — URL:
https://metanit.com/ (дата обращения: 31.01.2019).
2. Видеоуроки по Unity 5 для начинающих — Электорон. дан. — URL:
http://websketches.ru/blog/unity5-tutor-beginners (дата обращения: 31.01.2019).
Иные материалы, полезные при реализации программы доступны по ссылке:
https://drive.google.com/drive/folders/1YEM_qQBn2r42yGyWtJ_q0Dn4KQEmDQYH?u
sp=sharing

Прило
жение 4
Календарный учебный график
Количество
часов
№

Темы занятий

Цели и задачи занятий

Формы и
методы
проведения
все
го

Раздел 1. Погружение в курс. Что такое VR/AR?»
Провести инструктаж по технике
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
безопасности; познакомить
обучающихся с оборудованием, с
понятиями VR/AR и сферами
2 Знакомство с оборудованием.
применения данной технологии
Раздел 2. Панорамная съемка – фото и видео 360 градусов
Основные способы съемки
3
Познакомить обучающихся с
сферических панорам
основными способами съемки
4
Съемка видео 360 градусов.
сферических панорам
5
Создание виртуальных туров
Раздел 3. Изучение основ моделирования
Основы работы в SketchUp
Знакомство с программами для 3D
6
Познакомить обучающихся с
моделирования
графическим редактором
7
Обзор шаблонов и основных

С
рок
и
про
вед
ени
я

теор
ия

прак
тика

4

2

2

2

1

1

2

1

1

6

3

3

2

1

1

2

1

1

2

1

1

28
8

11
2

17
6

2

1

1

2

1

1

Практическое занятие

практическое
занятие, занятие с
творческим
заданием,
обсуждение, мастеркласс

беседа,
практическое

8
9

SketchUp; научить создавать
простые 3D модели зданий и
графических сооружений.

инструментов
Планирование внешнего вида
строений. Моделирование
Презентация работ

занятие, занятие с
творческим
заданием,
обсуждение, мастеркласс

Основы работы в среде Blender
10
11

Знакомство с интерфейсом программы
Основные средства работы с
Познакомить обучающихся с 3D
объектами
редактором Blеnder, научить
12 Панели свойств и инструментов
пользоваться основными
13 Работа с модификаторами
инструментами режима Edit
Работа с простыми материалами и
Mode, научить моделировать
14
текстурами.
простые объекты, научить
работать с текстурами и
15 Создание нодов и UV-развертки
16 Настройка камеры, освещения и мира материалами, настраивать
освещение
Скульптинг. Работа над творческим
17
заданием(кейс)
18 Создание анимации. Рендеринг.
19 Моделирование. Работа над кейсом
Промежуточная аттестация по
Подведение промежуточных
20
итогам модуля
итогов
Раздел 4. Дополненная реальность в конструкторе EV Toolbox
21
22

Знакомство с интерфейсом EV Toolbox
Понятие «Маркер». Создание
маркеров.

23

Создаем приложение «Модель на
метке»
Сценарии в EVStudio
Инструменты «Переключатель» и
«Проекция на экран»
Инструмент «Счетчик»
Создание AR для учебника.
Выбор предмета.

24
25
26
27

Дать основные понятия
дополненной реальности,
научить создавыать простые
приложения дополненной
реальности.

беседа,
практическое
занятие, занятие с
творческим
заданием,
обсуждение

Демонстрация работ

беседа, практическое
занятие
занятие с
творческим
заданием,
обсуждение

2

0

2

2

0

2

20

9

11

2
2

1
1

1
1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2
2

1
0

1
2

2

0

2

20

6

14

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

0

2

28

Поиск информации.

2

0

2

29

Создание приложения в EVStudio

2

0

2

30

Демонстрация и тестирование
приложений.

2

0

2

20

6

14

2

1

1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
2
2
2

1
1
0
0

1
1
2
2

2

0

2

Раздел 5. Основы программирования
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Обзор языков
программирования,
знакомство с алгоритмами
Выражения, арифметические действия
Ветвления. Оператор if
Познакомить обучающихся с
Циклы. Оператор for
основными управляющими
Массивы
конструкциями языка
программирования C#
Методы. Начало работы над кейсом
Доработка сюжета
Программирование игровой логики
Программирование.
Подготовка презентаций

практическое
занятие, мастеркласс

Тестирование программ, презентация
решений
Раздел 6. Создание дополненной реальности с использованием Unity
AR в Unity

2

0

2

26
12

9
5

17
7

41

Знакомство с интерфейсом Unity

2

1

1

42

Знакомство с Vuforia.

2

1

1

43

Знакомство с EasyAR

2

1

1

44

Создание базы меток

2

1

1

2

1

1

2
14

0
4

2
10

40

45
46

Моделируем объекты для
дополненной реальности в
Blender
Сборка приложения в Unity

Научить обучающихся создавать
простые приложения
дополненной реальности в Unity
с использованием разнообразных
библиотек

Скрипты в Unity

беседа, практическое
занятие, занятие с
творческим
заданием,
обсуждение, мастеркласс

47

Особенности С# в Unity

48

Создание меню.

49

Аудио и видео на метке

50

Познакомить обучающихся со
скриптами, создание приложений
видео и аудио на метке,
доработать кейс, создать первое
приложение

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Моделирование объектов для кейса

2

0

2

Сборка приложения.
Написание скриптов
52
трансформирования объектов для
кейса.
53 Тестирование приложений. Защита
кейсов.
Раздел 7. Основы GameDev в Unity3D
54 Создание сцены в Unity.

2

0

2

2

1

1

2

0

2

14
2

4
1

10
1

55
56
57

2
2
2

1
1
0

1
1
2

2

1

1

2

0

2

2

0

2

20

8

12

2

1

1

2

1

1

2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

беседа, практическое
занятие, занятие с
творческим
заданием,
обсуждение

51

59

Работа с материалами и текстурами.
Создание лабиринта.
Моделирование объектов в Blender.
Понятие триггер. Проработка
игровой логики
Реализация замысла в Unity

60

Защита кейсов

58

Научить обучающихся работать с
триггерами

беседа, практическое
занятие, занятие с
творческим
заданием,
обсуждение

Раздел 8. Подготовка к конкурсной деятельности и участие в конкурсах
61
62
63
64
65
66
67
68

Знакомство с model viewer
Введение в конкурсную
деятельность. Обзор конкурсов.
Обзор кейсов VRAR-fest 2020
Решение AR-кейсов VRAR-fest 2020
Решение VR-кейсов VRAR-fest 2020
Обзор кейсов VRAR-fest 2021
Решение кейсов по моделированию
Решение кейсов по визуальным
эффектам

Подготовить обучающихся к
участию к конкурсам

беседа,
практическое
занятие

69

70

71
72

Просмотр и анализ защит
кейсовых решений VRAR-fest
2020
Просмотр и анализ защит
кейсовых решений VRAR-fest
2021
Промежуточная аттестация по
итогам модуля
Подведение итогов года

2

0

2

2

0

2

Подведение итогов модуля

Презентация работ

2

0

2

Подведение итогов года

Презентация работ

2

0

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».