ДООП технический английский - 3 год

Центр технического развития – детский технопарк «Кванториум»
Свердловской детской железной дороги –
структурное подразделение Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Согласовано и утверждено на
методическом совете СвДЖД
Протокол №13 от 09.09.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Свердловской детской
железной дороги
___________/Алалыкин М.В.
«09» сентября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Технический английский язык»
Продвинутый модуль (3 год обучения) - 72 часа
Направленность – техническая
Возраст обучающихся - 11 – 17 лет
Срок реализации программы – 1 год

Авторы-составители:
Кожевникова И.В.,
Педагог дополнительного образования
(по направлению Технический английский)
Малахаев И.В.,
Методист

Екатеринбург, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………….с.3
Направленность программы………………………………………………………с.4
Актуальность программы………………………………………………………...с.4
Новизна программы………………………………………………………………с.4
Цель и задачи………………………………………………………………………с.4
Возраст обучающихся……………………………………………………………..с.6
Сроки реализации программы и режим занятий….……………………………..с.6
Формы и методы организации образовательного процесса……………………с.6
Планируемые результаты ………………………………………………………...с.8
Мониторинг результатов освоения программ …………………………………..с.11
УЧЕБНЫЙ ПЛАН…………………………………………………………………с.18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………….....с.25
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ……………………..с.36
4.1.Кадровое обеспечение реализации программы……………………………………с.36
4.2.Методическое обеспечение……………………………………………………….....с.36
4.3.Материально-техническое обеспечение…………………………………………….с.37
4.4.Список используемой литературы…………………………………………………..с.38
5.

ПРИЛОЖЕНИЯ

5.1.Диагностическая карта оценки результатов освоения программы………………...с.39

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

английский язык» разработана в соответствии

программа

«Технический

со следующими нормативными

документами:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273− «Об образовании в

Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных

организаций

дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41;
- Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования обучающихся»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных программ учреждения.
При разработке программы были использованы

методические разработки

зарубежных авторов, таких как Maja Olejniczak, Bonamy David, Sopranzi Sabrina и др.
следующих изданий Pearson Longman, Oxford и ELI Publishing.
Сегодня отдельные профессиональные области требуют знаний иностранного
языка, которые необходимы для специальностей с инженерно-техническим уклоном для
выполнения работы, научно-исследовательских проектов в области точных наук и
технического творчества.
Программа технического английского языка строится с учетом базовых школьных
знаний, полученных по английскому языку, а также по математике, информатике, физике,
в сфере IT-технологий и точных технических наук и имеет целью подготовить учащихся
овладеть лексикой инженерно-технического характера на английском языке. Программа
также направлена на получение и углубление знаний по разным видам речевой
деятельности, в частности: аудированию, чтению, говорению и письму.
Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя вводный,
углубленный и продвинутый модули. На первом году обучения (вводный модуль)
учащиеся проходят через ознакомительный этап в изучении технической английской
3

терминологии и лексики, стараются интегрировать их уже с имеющимися школьными
знаниями по английскому языку. На втором году обучения (углубленный модуль)
учащиеся значительно расширяют свои знания в инженерно-технической области на
английском языке, решают языковые кейсы, а также во время обучения вводятся
билингвальные занятия по инженерно-техническим направлениям ДТ «Кванториум». На
третьем году обучения (продвинутый модуль) обучающиеся изучают англоязычный
технолингвистический материал и терминологию на продвинутом уровне, практикуются
переводить и составлять техническую документацию, получают навыки ораторского
мастерства, составляют презентации, защитное слово и презентуют свой инженерный
проект на английском языке. Также на третьем году обучения обучающиеся знакомятся со
структурой и содержанием международных экзаменов, таких как PET и FCE и
отрабатывают практические навыки по всем основным видам речевой деятельности на
основе контрольно-измерительных материалов международных экзаменов.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Технический английский язык»
имеет техническую направленность в изучении английского языка. Её цель и задачи
направлены на формирование и расширение знаний английского языка в области точных
наук и технического творчества, умение использовать англоязычную лексику в научнотехнической направленности, исследовательской деятельности и в сфере информационнокоммуникационных технологий.
Актуальность программы
В условиях развития и внедрения новых технологий во всех отраслях науки, техники
и промышленности всё большее значение приобретает ознакомление российских
специалистов с научно-технической англоязычной информацией. Кроме этого существует
необходимость передачи на профессиональном уровне отечественного опыта в решении
широкого круга проблем. В связи с этим, можно сказать, что недостаточное знание
нашими специалистами английского языка приводит к неверному взаимопониманию
российскими и зарубежными коллегами научно-технических достижений в различных
сферах деятельности. Соответственно, для более точной передачи и понимания
информации

при

коммуникации

с

зарубежными

коллегами

необходимо

знать

международный язык - английский, а именно его узкоспециализированную сферу техническую.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что она даёт необходимый багаж технической
лексики в рамках выбранного технического направления, дополняет, существенно
4

расширяет и углубляет грамматические знания и умения по английскому языку и, таким
образом, формирует коммуникативную компетенцию учащихся и вовлекает учащихся в
реальный и виртуальный диалог культур. На базе полученных знаний учащиеся смогут
защитить проект на английском языке в рамках выбранного ими технического
направления.
Цель и задачи
Основная цель программы - дать ученикам знания по английскому языку в сфере
технических

средств,

промышленных

технологий,

организации

дизайна

и

конструирования, а также способствовать развитию способностей учащихся использовать
английский язык как средство общения в сфере IT-бизнеса и научных технологий и
содействовать в их профессиональном самоопределении.
Цель продвинутого модуля: формирование навыков перевода и составления
технической документации, а также умения презентовать инженерно-технический проект
на английском языке на основе технической англоязычной терминологии и языка
академического дискурса (уровень В1+).
Обучающие задачи:
- обучить основам профессионального общения: продвинутая профессиональная
лексика и терминология (уровень B1+);
- познакомить обучающихся с грамматическими явлениями, характерными для
устной и письменной речи на английском языке с использованием формул речевого
этикета;
- сформировать навыки активного употребления в устной и письменной речи
технической лексики, отдельных грамматических явлений, которые учащиеся должны
узнавать и понимать при чтении и аудировании;
- научить учащихся вести диалог по определенным программой темам с
использованием формул речевого этикета;
- познакомить с правилами перевода технической документации;
- выработать навыки перевода;
- сформировать навыки презентации технических проектов на английском языке;
- познакомить с навыками ведения деловой переписки;
- развивать умения обобщать информацию, выделять её из технической литературы;
- привлечь к участию в проектной деятельности.

5

Развивающие задачи:
- развитие речемыслительной деятельности учащихся;
-

развитие

умений

делать

лингвистические

наблюдения

в

отношении

грамматических и лексических структур и обобщать их в виде языковых правил;
- развитие логики, способности к догадке, сравнению и сопоставлению
грамматических явлений;
- развитие интереса учащихся к грамматике и лексике английского языка.
Воспитательные задачи:
- формирование желания и умения учиться;
- воспитание интереса и положительного отношения к иностранному языку;
- осознание необходимости изучения грамматики как основы для правильного
общения в любой сфере профессиональной деятельности;
‐ развитие навыков командной работы.
Возраст обучающихся
Программа адресована детям и подросткам 11-17 лет.
Условия набора обучающихся в коллектив:
Набор в группы осуществляется по возрасту. Набор в группы по продвинутому модулю
осуществляется на основании списка учащихся, которые успешно прошли курс
углубленного модуля.
Наполняемость в группах – 10-12 человек.
Сроки реализации программы и режим занятий
Программа продвинутого модуля рассчитана на 72 часа.
Количество занятий в неделю – 1 раз по 2 академических часа.
Продолжительность академического часа – 45 минут.
Программа считается выполненной для продвинутого модуля при проведении
обязательных 60 ак.часов, 12 ак.часа являются вариативными и рассчитаны на подготовку
к конкурсным и отчётным мероприятиям.
Продолжительность одного занятия:
45 минут – занятие,
10 минут – перерыв,
45 минут – занятие.
Формы и методы организации образовательного процесса
В основе образовательного процесса лежат такие педагогические технологии как
проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, игровые
технологии, кейс-метод, проектная деятельность и технология «дебаты».
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда
обучающийся систематически включается учителем в поиск решения новых для
него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему
связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
6

Информационно-коммуникационные технологии - это совокупность методов,
устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения,
обработки и распространения информации. Применение ИКТ ведет к преобразованию
структуры традиционного учебного процесса в следующую: преподаватель - учебное
средство, учебный материал – учебное средство, обучаемый - учебное средство,
преподаватель - обучаемый, преподаватель информатики - преподаватель других
дисциплин.
Игровые технологии – это современные образовательные технологии, основанные
на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализация игровых приемов
и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность
вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Кейс-метод - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный
на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций. Главное его предназначение –
развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с
информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их
выработку, на сотворчество в группах «инструктор + ребёнок» и «ребёнок + ребёнок».
Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Это
возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Данный метод
обучения позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это
деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной
зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное
прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Дебаты - 1) Технология проведения игр, формирующих навыки критического
мышления (спор по правилам);
2) Форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия,
в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей
полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения
новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры
ведения коллективного диалога. Используется как одна из форм методики коллективного
творческого дела. Специфика в основе дебатов лежит спорный тезис-утверждение,
который является темой "игры" и определяет позиции двух соревнующихся команд
обучающихся. Каждая команда состоит из трех спикеров, которые выступают с
различными типами конструктивных речей.
Таким образом, для образовательного процесса характерно сочетание
индивидуальных и групповых формы деятельности и творчества, разновозрастное
сотрудничество, командная работа на результат, рефлексия и постоянный мониторинг
траектории образовательной деятельности каждого обучающегося.
7

Этапы образовательного процесса
Изучение нового материала

Формы проведения занятий
Объяснение, рассказ, демонстрация,
игра,
решение
кейсов,
просмотр
видеороликов, экспертное интервью,
экскурсия.

Освоение навыков

Практическое задание, решение кейсов,
диалог, монолог, обсуждение, беседа,
ролевая игра, дидактическая игра.
Публичное выступление с демонстрацией
результатов работы, решение кейсов,
дискуссия,
эссе,
диалог,
монолог,
тестирование, викторина, дидактическая
игра, дебаты, рефлексия.

Проверка полученных знаний

Методы обучения
- коммуникативный метод;
- метод сотрудничества;
- кейс-метод, методика проблемного обучения;
- метод проектов;
- игровой метод;
- датаскаутинг.
Планируемые результаты
По мере освоения курса происходит развитие специальных языковых умений,
обеспечивающих освоение языка и культуры: поиск и выделение в устной и письменной
речи новых лексических средств, соотнесение средств выражения и коммуникативного
намерения говорящего/пишущего, анализ языковых трудностей текста с целью более
полного понимания смысловой информации, группировка и систематизация языковых
средств по определенному признаку (формальному, коммуникативному); заполнение
обобщающих схем/таблиц для систематизации языкового материала, интерпретация
лингвистических и профессиональных фактов в тексте; умение пользоваться словарями
различных типов, современными информационными технологиями.
В результате обучения по данной программе будут созданы условия для
формирования у обучающихся Soft-компетенций и Hard-компетенций.

Личностные результаты

- стремление к самосовершенствованию в образовательной
области «Технический английский язык», развитие
собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание
возможностей самореализации средствами иностранного
языка;
- развитие умения ориентироваться в современном
поликультурном, полиязычном мире, стремление к лучшему
осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других
стран;
8

Метапредметные
результаты

- освоение ценностей культуры страны / стран изучаемого
иностранного языка; толерантное отношение к проявлениям
иной культуры; лучшее осознание себя гражданином своей
страны и мира;
- формирование активной жизненной позиции, готовности
отстаивать национальные и общечеловеческие
(гуманистические, демократические) ценности, свою позицию
гражданина и патриота своей страны;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность,
креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие,
дисциплинированность;
- сдвиги в самоопределении, в выборе будущей
профессиональной деятельности;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих
ценностей;
- культура поведения и взаимоотношений в группах
«обучающийся + обучающийся» и «обучающийся +
инструктор»;
- установка на взаимопомощь в рамках наставничества;
- положительное восприятие красоты вокруг себя;
- стремление к совершенствованию предметной среды и
окружающего мира;
- оценивание результатов деятельности как личных, так и
других обучающихся с точки зрения доброжелательного
отношения к иному мнению;
- соблюдение правил безопасного поведения на занятиях.
- самонаблюдение, самоконтроль, самооценка в процессе
коммуникативной деятельности на английском языке;
- построение логического рассуждения, умозаключения
(индуктивного, дедуктивного и по аналогии) и выводов;
- совершенствование умения работать с информацией: поиск
и выделение нужной информации, используя разные
источники информации, в том числе Интернета;
- обобщение информации; умение определять тему,
прогнозирование содержание текста по заголовку/по
ключевым словам, выделение основной мысли, главных
фактов, опуская второстепенные, устанавливать логическую
последовательность основных фактов;
- планирование своего речевого и неречевого поведения;
умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные
социальные роли;
- способность добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя разные источники информации, свой
жизненный опыт;
9

Предметные результаты

- переработка полученной информации: делать выводы в
результате совместной деятельности;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего
мира, выявлять проблемы и генерировать идеи для их
решения;
- освоение навыков осознанного и произвольного построения
презентации и публичного выступления, в том числе
творческого характера;
понимание
взаимосвязи
между
потребностями
пользователей и свойствами проектируемых предметов и
процессов;
умение
анализировать
процессы
взаимодействия
пользователя со средой;
- умение выявлять и фиксировать проблемные стороны
существования человека в предметной среде;
- умение формулировать задачу на проектирование исходя из
выявленной проблемы;
- умение разбивать задачу на этапы ее выполнения;
- прохождение стадий реализации своих идей и доведения их
до окончательного результата;
- умение проверять свои решения и улучшать результат
проекта исходя из результатов тестирования;
- высказывание и обоснование своей точки зрения;
- умение слушать и слышать других, пытаясь принимать иную
точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения, договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, задавать вопросы.
лексика и грамматика
- понимать и узнавать значения новых лексических единиц,
связанных с тематикой «Технический английский язык», в
том числе оценочной лексики;
- понимать и узнавать инженерно-техническую информацию
из аутентичных источников, обогащающую научный опыт
обучающихся;
- понимать и использовать необходимые грамматические
конструкции, выражения и времена при построении
предложений;
- уметь определять грамматические явления при
чтении/аудировании и переводе специализированных научнотехнических текстов;
- уметь работать с языковым кейсом/проектом, определяя
грамматические и лексические явления.
говорение
- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях
официального и неофициального общения;
- участвовать в обсуждении проблем в связи с
10

прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая
правила речевого этикета;
- уметь грамотно и структурированно составлять речь и
презентацию на иностранном языке;
- уметь выступить и защитить инженерно-технический проект
на английском языке, используя грамотно техническую
терминологию и лексику.
аудирование
- извлекать необходимую информацию из различных аудио- и
видеотекстов: публицистических (интервью, репортаж),
соответствующих научно-технической тематике.
чтение
- читать аутентичные научно-популярные, инженернотехнические тексты, используя основные виды чтения
(ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в
зависимости от коммуникативной задачи;
- использовать одноязычный (толковый)/двуязычный словари
и другую справочную литературу;
- ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском
языке, обобщать информацию, фиксировать содержание
сообщений, выделять нужную/основную информацию из
различных источников на английском языке.
письмо
- писать личное и деловое письмо, заполнять анкету;
- получение сведений из иноязычных источников и
информации (в том числе через Интернет), необходимых в
целях образования и самообразования;
- умение работать в глобальной телекоммуникационной сети
INTERNET: поиск информации, работа с онлайн
переводчиками и электронными словарями
Мониторинг результатов освоения программы
Процесс
реализации программы
результатов освоения программы.

сопровождается

постоянным мониторингом

Цель - отслеживание успешности овладения обучающимися содержания программы.
Виды мониторинга и сроки проведения:
Входной мониторинг - вторая – третья неделя первого месяца обучения.
Итоговый мониторинг - последний месяц обучения.
Мониторинг проводится с учётом возрастных особенностей обучающихся и уровня
владения иностранного языка.
Результаты мониторинга могут быть основанием для корректировки программы и
поощрения обучающихся.

11

Таблица 1. Мониторинг результатов освоения программы: входной и итоговый
Показатели

Оцениваемые
параметры

Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества

Низкий уровень

Средний
уровень

Методы
диагностики

Форма
фиксации
результатов

Наблюдение

Диагностическая
карта

Высокий уровень

Soft - компетенции
Коммуникации - умение
общаться и
строить
отношения в
группе
- умение
донести свою
точку зрения до
слушателя
- навык
публичного
выступления
Критическое
мышление

- умение
работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные

-испытывает
затруднения
в
общении
с
одногруппниками
и педагогом,
- не идёт
контакт

-общается
с - активно общается
одногруппниками со
всеми
и педагогом
участниками
образовательного
- может донести
процесса
свою точку зрения
на только с помощью в
доступной
наводящих
форме высказывает
вопросов
свою точку зрения,
используя
- боится выступать
аргументы
перед аудиторией
-уверенно
выступает
перед
аудиторией

-испытывает
- умеет работать с
серьёзные
информацией
затруднения при
анализирует,
работе
с
делает выводы и
информацией
даёт собственную
не
умеет оценку
с

13

Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка

- умеет работать с Наблюдение
Диагностическая
информацией
из
карта
Исследовательская
различных
работа
источников
Домашнее задание
- самостоятельно
может
провести

Креативное
мышление

Работа в
команде

выводы и
давать
собственную
оценку вещам,
явлениям,
событиям и т.д.

анализировать и помощью
делать выводы и педагога
давать
собственную
оценку

анализ,
сделать Взаимооценка
вывод и оценить

- проявление
творческих
способностей
при создании
новых идей

- не проявляет не
ярко
выражены
творческих
творческие
способностей
способности
- всё делает по
- генерирует идеи
образцу
не отличающиеся
не
умеет
своей новизной,
генерировать идеи
мыслит
стереотипно

проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей,
отличающихся
своей
нестандартностью

Наблюдение

- участвует в принимает
командной
активное участие
(групповой)
в
командной
работе,
но (групповой) работе
инициативу
не
имеет
свою
проявляет
держится
точку зрения и
обособленно
- по проблемным умеет
её
вопросам
отстаивать
принимает
- осознаёт себя
мнение
частью
единой
большинства
команды
и
участников
понимает
группы
ответственность за

Наблюдение

- умение
работать в
команде:
находить общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и отстаивать

- не принимает
участия
в
групповых
и
командных видах
работы

13

Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка

Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка

Диагностическая
карта

свое мнение;

общий результат

- осознание
ответственности
за общий
результат.
Творческая
активность

- участие в
олимпиадах,
конкурсах,
соревнованиях,
различного
уровня

- не принимает принимает
участие
участие
с
помощью
инструктора или
родителей

проявляет Наблюдение
интерес и активно
Портфолио
участвует
Выполнение
- самостоятельно
работы
выполняет работу
Взаимооценка

Диагностическая
карта

Hard-компетенции
Теоретическая
подготовка

- соответствие
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
- владение
специальной
англоязычной
технической
лексикой и
терминологией

Практические
умения и

- соответствие
практических

обучающийся
объём усвоенных знаний освоил
составляет более практически весь
объём
знаний,
½,
предусмотренных
знает
всю
программой
за
- знает не всю необходимую
конкретный
лексику
и лексику
и
период,
терминологию
терминологию,
но применяет их знание
некорректно
терминологии
и
лексики, а также
умение правильно
их применять
- владеет менее
чем ½ объёма
знаний,
предусмотренных
программой

обучающийся
овладел менее чем

Наблюдение
Собеседование
Работа
над
практическим
заданием/кейсом
Защита
(презентация)
проделанной
работы/кейса
Взаимооценка

- обучающийся обучающийся Наблюдение
владеет
более овладел
14

Диагностическая
карта

Диагностическая
карта

навыки

умений и
навыков
программным
требованиям
- владение
специальными
англоязычными
электронными
ресурсами

- навыки устной
речи

- навыки
письменной
речи

½
предусмотренных
умений и навыков
ребёнок
испытывает
серьёзные
затруднения при
работе
с
электронными
ресурсами
обучающийся
испытывает
затруднения при
излагании
монолога,
речь
несвязная
с
достаточным
количеством
ошибок
обучающийся
допускает
достаточное
количество
лексикограмматических
ошибок
при
письме, зачастую
искажающих
смысл контекста.

чем
½
предусмотренны
х
умений
и
навыков,

практически всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой
за
работает
с
конкретный
электронными
период
ресурсами
с
помощью
- ребенок активно
педагога
самостятельно
пользуется
обучающийся
необходимыми
понятно излагает
электронными
свои мысли в
ресурсами
речи,
но
допускает
обучающийся
ошибки,
практически
неискажающие
корректно излагает
смысл контекста
свои
мысли
в
устной речи, речь
обучающийся
связная
допускает
небольшое
обучающийся
количество
практически
лексикокорректно излагает
грамматических
мысли на письме,
ошибок,
допускает
неискажающих
минимальное
смысл контекста. количество
лексикограмматических
ошибок.

15

Собеседование
Работа
над
практическим
заданием/кейсом
Выполнение
творческих
практических
работ

и

Взаимооценка
Диалог и монолог
Тестирование
Игра

Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы
Итоговое подведение результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы может быть организовано в форме выставки, конкурсов, олимпиад, открытых
занятий для родителей, соревнований, игры, презентации творческих работ, самоанализа,
коллективного анализа работ, коллективной рефлексии.
Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы необходимы для подтверждения достоверности
полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения
инструктором и родителями своевременного анализа результатов. Основной
документальной формой подтверждения является диагностическая карта оценки
результатов освоения программы (Приложение №1), которая заполняется в течение
каждого года обучения.

16

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3 год обучения: продвинутый модуль
№
п/п

Раздел/тема или название кейса

Количество Количество часов
часов
всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по правилам
поведения в кабинете, технике безопасности и
пожарной безопасности

1

теория практика

1

2

Вводно-коррективный лексический курс по
технической терминологии, пройденной в
углубленном модуле

1

3

Сырье и материалы

8

4

4

3.1

Испытание материалов

4

2

2

3.2

Свойства материалов

2

1

2

3.3

Закупка материалов

2

1

1

Компьютерные системы

16

7

9

4.1

Аппаратно-программное обеспечение

2

1

1

4.2

Клавиши клавиатуры и горячие клавиши

2

1

1

4

17

1

4.3

Функции клавиатуры

2

1

1

4.4.

Вебсайты

4

2

2

4.5.

Кейс «Мои любимые вебсайты»

6

2

4

Робототехника

10

5

5

5.1.

Роботизированный комплекс

4

2

2

5.2.

Роботизированная рука

2

1

1

5.3.

Задачи и функции робота

4

2

2

Математика

6

3

3

6.1.

История математики

2

1

1

6.2.

Математические действия на английском

2

1

1

6.3.

Чтение математических формул

2

1

1

5

6

18

7

Международные экзамены

8

8

7.1

Раздел «Аудирование»

2

2

7.2

Раздел «Чтение»

2

2

7.3

Раздел «Письмо»

2

2

7.4

Раздел «Говорение»

2

2

8

Кейс "Мое портфолио"

8

8

9

Билингвальный проект «Экскурсия по
Кванториуму»

10

10

10

Подготовка к итоговой аттестации

2

2

11

Итоговая аттестация

2

2

ИТОГО

72

19

20

52

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения: продвинутый модуль
Раздел 1. «Вводное занятие»
Общая информация по организации занятий, требования. Инструктаж по правилам
поведения в кабинете, технике безопасности и пожарной безопасности. Цель и задачи
курса «Технический английский язык» продвинутый модуль. Обсуждение тем курса.
Раздел 2. «Вводно-коррективный лексический курс по технической терминологии,
пройденной в углубленном модуле»
Лексика: повторение лексического материала пройденного в вводном модуле.
Практика: дидактическая игра.
Раздел 3. «Сырье и материалы»
Тема 3.1. Испытание материалов.
Лексика: слова по теме «Материалы», глаголы действия.
Грамматика: настоящее продолженное время Present Progressive.
Практика: описание картинки «What are the people doing in the gym?», составление
диалога по теме.
Тема 3.2. Свойства материалов.
Лексика:

слова

по

теме

«Материалы»,

«Химическая

промышленность»,

«Автомобилестроение», прилагательные-антонимы.
Грамматика: пассивный залог в настоящем простом времени Present Simple Passive Voice,
грамматическая конструкция «It is made of…».
Практика: постановка правильного ударения и произношения в сложных по структуре
словах по теме, чтение и перевод текста «The Racing Car» и заполнение таблицы с
данными по прочитанному тексту.
Тема 3.3. Закупка материалов.
Лексика: слова, устойчивые выражения и фразы-клише при покупке товара и материалов.
Грамматика: повторение темы «Степени сравнения прилагательных».
Практика: ролевая игра «Покупка спортивного снаряжения по телефону», аудирование
по теме, заполнение таблицы по характеристикам и качеству материала различных
товаров.
Раздел 4. «Компьютерные системы»
Теория: свойства и функции компьютеров, аппаратное обеспечение, программное
обеспечение, основные функции клавиш клавиатуры и горячих клавиш, популярные
20

образовательные вебсайты, инструменты и характеристики вебсайтов. Основные пять
типов вопросительных предложений.
Практика: дебаты, деловая игра, составление письма, дидактическая игра, аудирование,
диалог-расспрос, работа с языковым кейсом «Мои любимые вебсайты».
Раздел 5. «Робототехника»
Теория: история робототехники, составные части робота, функции и задачи роботов и
промоботов, современные роботизированные комплексы. Пассивный залог.
Практика: монологи по теме, диалог, обсуждение, датаскаутинг, деловая игра,
аудирование, практическое задание по видеоролику, составление мини-сочинения,
поисковое чтение.
Раздел 6. «Математика»
Теория: история математики, современная математика, чтение функций, формул,
интегралов, математических примеров и уравнений на английском языке, количественные
и порядковые числительные. Настоящее совершенное время Present Perfect. Фонетика.
Правила чтения математических знаков и функций.
Практика:

фонетические

разминки,

практические

упражнения

на

отработку

фонетических навыков по теме, аудирование, словарный диктант, чтение, лексические и
грамматические упражнения по теме.
Раздел 7. Международные экзамены
Теория: Разбор международных экзаменов PET и FCE. Возможности международных
экзаменов. Разбор контрольно-измерительных материалов.
Практика: практические упражнения разного уровня, входящие в состав международных
экзаменов: аудирование, чтение, письмо, говорения.
Раздел 8. Билингвальный проект «Виртуальная экскурсия по Кванториуму»
Теория: информационная часть по каждом квантуму ДТ «Кванториум». Структура
презентации и защитного слова на английском языке.
Практика: погружение в проблему проекта, датаскаутинг, разработка англоязычного
приложения, подбор материала составление презентации и защитного слова, разработка
информационной части и аудисопровождения на иностранном языке. Защита проекта
перед аудиторией.
Раздел 9. Подготовка к итоговой аттестации.
Повторение всех пройденных тем по лексике и грамматике по курсу «Технический
английский язык» (продвинутый модуль).
Практика: дидактическая игра, аудирование, поисковое чтение, викторина, обсуждение.
21

Раздел 10. Итоговая аттестация.
Практика: Написание итогового теста по пройденным темам по курсу «Технический
английский язык» (продвинутый модуль).

22

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Организация учебного процесса и
материально-техническое обеспечение
программы соответствует «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14).
4.1. Кадровое обеспечение реализации программы
К образовательной деятельности по программе допускаются инструктора детской
железной дороги, имеющие опыт работы, прошедшие инструктаж по охране жизни и
здоровья детей, имеющие медицинское заключение о допуске к работе.
Инструктор должен иметь среднее/высшее профессиональное образование или
дополнительное профессиональное образование, соответствующее направленности
программы. При отсутствии
педагогического образования
- дополнительно
профессиональное педагогическое образование.
4.2. Методическое обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических
видов продукции:
- видео ролики
- мультимедийные презентации
- методические разработки
- подборка профессиональной литературы
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых,
обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном
поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательские методы обучения (овладение обучающихся− методам
научного познания, самостоятельной творческой работы).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся
на занятиях:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
выполнение педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ, лабораторные работы, тренировочные задания
и т.д.)
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

23

4.3. Материально-техническое обеспечение
Учебно-методические комплексы «Technical English A1/A2», «English for Information
Technology», «Flash on English for Mechanics, Electronics & Technical Assistance».
Аудиокурсы по разговорному английскому языку.
Книги для чтения по английскому языку.
Плакаты на английском языке.
Карты англоговорящих стран.
Грамматические таблицы к основным разделам грамматики.
Англо-русские и русско-английские словари.
Компьютер для педагога.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Флипчарт.
Ноутбуки для работы в группах.
Гарнитура с микрофоном.

24

4.4. Список используемой литературы
1. Голицынский Ю. Б. Грамматика: Сборник упражнений – 8-е изд. - СПб.:
КАРО,
2021. – 576 с.
2. Дроздова Т. Ю. English Grammar: Reference and Prctice. Version 2.0/ Маилова
В.Г., Берестова А.И. - СПб.: Антология, 2023. - 424 с.
3. Bonamy David. Technical English 1AB: Flexi-Course Book/ Jacques Christopher
– Pearson Longman, 2021. – 115 c.
4. Bonamy David. Technical English 2: Course Book/ Jacques Christopher –
Pearson Longman, 2022. – 127 c.
5. Olejniczak Maja. English for Information Technology 1. Vocational English
Course Book/ Bonamy David – Pearson Longman, 2023. – 79 c.
6. Sopranzi Sabrina. Flash on English for Mechanics, Electronics & Technical
Assistance - ELI Publishing, 2020. - 47 c.
Электронные ресурсы:
1. https://context.reverso.net/ Электронный многоязычный словарь.
2. https://www.lingvolive.com/ Электронный многоязычный словарь.
3. https://www.multitran.com/ Электронный многоязычный словарь.
4. https://techterms.com/ Электронный одноязычный специализированный словарь.

25

Приложение №1
5.1. Диагностическая карта оценки результатов освоения программы
Год обучения_________________________________________________________________
Номер группы________________________________________________________________
Квантум_____________________________________________________________________
ФИО
инструктора__________________________________________________________________
Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень
ФИО
обучающихся

Входной мониторинг
(сроки проведения)
Soft-компетенции

К
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
и

К
р
и
т
и
ч
е
с
к
о
е
м
ы
ш
л
е
н
и
е

К
р
е
а
т
и
в
н
о
е
м
ы
ш
л
е
н
и
е

Р
а
б
о
т
а
в
к
о
м
а
н
д
е

Т
в
о
р
ч
е
с
к
а
я
а
к
т
и
в
н
о
с
т
ь

Hardкомпетен
ции
Т
е
о
р
е
т
Пр
и
ак
ч
ти
е
че
с
ск
к
ие
а
ум
я
ен
ия
п
и
о
на
д
вы
г
ки
о
т
о
в
к
а

Итоговый мониторинг
(сроки проведения)
Soft-компетенции
Hardкомпетен
ции
Т
е
Т
о
К
в
р
К
р
о
р
е
и
Р
е
р
т
т
а
ч
а
Пр
и
К
и
б
акт
о
е
т
ч
ч
о
иче
м
и
с
е
т
е
ски
м
к
в
с
а
с
е
у
н
а
к
в
к
ум
н
о
я
а
о
ени
и
е
а
я
е
к
я
к
к
м
о
м
и
а
ы
т
п
м
ы
нав
ц
ш
и
о
а
ш
ык
и
в
л
д
н
л
и
и
е
н
г
д
е
н
о
о
е
н
и
с
т
и
е
т
о
е
ь
в
к
а

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».