ДООП информационные технологии - 1 год

Центр технического развития – детский технопарк «Кванториум»
Свердловской детской железной дороги –
структурное подразделение Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Согласовано и утверждено на
методическом совете СвДЖД
Протокол №13 от 09.09.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Свердловской детской
железной дороги
___________/Алалыкин М.В.
«09» сентября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Информационные технологии»
Вводный и базовый модули (1 год обучения) - 144 ак.часа
Направленность – техническая
Возраст обучающихся - 11 – 17 лет
Срок реализации программы – 1 год

Авторы-составители:
Гладких Т.Г.,
Педагог дополнительного образования
(по направлению информационные технологии)
Малахаев И.В.,
методист

Екатеринбург, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка .............................................................................................................3
1.1 Направленность программы ............................................................................................... 3
1.2 Актуальность программы ................................................................................................... 4
1.3 Новизна программы ............................................................................................................ 4
1.4 Цель и задачи ....................................................................................................................... 4
1.5 Возраст учащихся ................................................................................................................ 5
1.6 Сроки реализации программы и режим занятий ..............................................................5
1.7 Формы и методы организации образовательного процесса ............................................5
1.8 Планируемые результаты ................................................................................................... 7
1.9 Мониторинг результатов освоения программы ............................................................... 8
1.10 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы ................................................................................................................................14
2. Учебные планы ........................................................................................................................15
3. Содержание программы ......................................................................................................... 16
4.

Организационно-педагогические условия ........................................................................ 18
4.1 Кадровое обеспечение реализации программы ..............................................................18
4.2 Методическое обеспечение .............................................................................................. 18
4.3 Материально-техническое обеспечение ..........................................................................19

Список используемой литературы ............................................................................................ 20
Приложение №1 .......................................................................................................................... 21

2

1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «IT-кванутм»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41;
- Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования обучающихся»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных программ учреждения.
При разработке программы были использованы методические материалы Фонда новых
форма
развития
образования
«Методический
инструментарий
наставника»,
разработанный Белоусовой А.С., Юбзаевым Т.И.
Информационные технологии или ИТ (от англ. Information Technologies, сокр. IT)
— методы, способы, приемы и процессы обработки (сбора, накопления, ввода-вывода,
приема-передачи, хранения, поиска, регистрации, преобразования, предоставления,
отображения, распространения и уничтожения) информации с применением СВТ (средств
вычислительной техники или программных и технических средств). В широком
понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия
информации, не ограничиваясь только компьютерными технологиями. При этом ИТ часто
ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление
компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее
печатное дело. Главная информационная тенденция на сегодняшний день — усложнение
и интеграция всех видов информационных продуктов. Главными направлениями развития
информационных технологий являются: усложнение информационных продуктов (услуг),
обеспечение совместимости, ликвидация промежуточных звеньев, глобализация и
конвергенция.
1.1 Направленность программы
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«IT-кванутм»
имеет
техническую направленность. Её цель и задачи направлены на формирование научного
мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских,

3

прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области
точных наук и технического творчества.
1.2 Актуальность программы
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах
человеческой деятельности. Использование современных информационных технологий
является необходимым условием успешного развития как отдельных отраслей, так и
государства в целом. Отрасль информационных технологий является и будет являться в
будущем одной из наиболее динамично развивающихся отраслей, как в мире, так и в
России. Создание, внедрение, эксплуатация, а также совершенствование информационных
технологий немыслимо без участия квалифицированных и увлеченных специалистов.
1.3 Новизна программы
Новизна программы заключается в новом формате образования, формирующем
современную практико-ориентированную образовательную среду, позволяющую
сформировать у обучающихся правильное восприятие профессии. Изменение подхода к
обучению заключается во включении в образовательный процесс исследовательской и
изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также в
формировании и развитии навыков hard skills («твердые» навыки) и soft skills («мягкие»
навыки).
1.4 Цель и задачи
Основная цель программы – привлечь обучающихся к процессу разработки
программного обеспечения, показать им, что направление интересно и перспективно,
раскрыть таланты обучающихся в области разработки ПО и содействовать в их
профессиональном самоопределении.
Обучающие задачи:
- знакомство с процессом создания компьютерных приложений;
- изучение методик предпроектных исследований;
- изучить основы алгоритмизации, построения алгоритмов
и их формализации с помощью блок-схем;
- научиться формулировать и анализировать алгоритмы;
- формирование теоретических знаний и практических навыков осуществления
процесса компьютерного проектирования: исследование, генерирование идей,
программирование, презентация.
Развивающие задачи:
- создание условий для развития навыков разработки компьютерных программ,
сайтов и мобильных приложений;
-

развитие аналитических способностей, творческого и проектного мышления;
4

‐

совершенствование

коммуникативных

умений:

излагать

мысли

в

четкой

логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.
-

Воспитательные задачи:
повышение мотивации обучающихся к программированию и пр.;

-

развитие навыков командной работы;

-

совершенствование умения адекватно оценивать и презентовать результаты
совместной

или

индивидуальной

деятельности

в

процессе

разработки

и

презентации IT-проекта;
-

формирование стремления у обучающихся к получению качественного конечного
результата.
1.5 Возраст учащихся
Программа адресована детям и подросткам 11-17 лет.
Условия набора учащихся в коллектив: принимаются все желающие на бесплатной
основе без входного отбора.
Наполняемость в группах – 10 -12 человек.
1.6 Сроки реализации программы и режим занятий
Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа, из их:
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ - 72 ак. часа.
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ - 72 ак.часа.
Сроки проведения каждого модули по 4 - 4,5 месяца. Начало и окончание обучения
определяется
согласно утверждённому календарному учебному графику на
конкретный учебный год.
Количество занятий в неделю – 2 раза по 2 академических часа.
1.7 Формы и методы организации образовательного процесса

В основе образовательного процесса лежат такие педагогические технологии как
кейс-метод, объяснительно-иллюстративные методы, частично-поисковые методы,
исследовательские методы и проектная деятельность.
Кейс-метод - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный
на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций. Главное его предназначение –
развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с
информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их
выработку, на сотворчество в группах «инструктор + ребёнок» и «ребёнок + ребёнок».

5

Объяснительно-иллюстративные методы - методы обучения, при использовании
которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию
Частично-поисковые методы - участие обучающихся в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Исследовательские методы - овладение обучающихся методам научного познания,
самостоятельной творческой работы.
Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Это
возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Данный метод
обучения позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это
деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной
зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное
прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Таким образом, для образовательного процесса характерно сочетание
индивидуальных и групповых формы деятельности и творчества, разновозрастное
сотрудничество, командная работа на результат, рефлексия и постоянный мониторинг
траектории образовательной деятельности каждого обучающегося.
Этапы образовательного процесса
Изучение нового материала
Освоение навыков
Проверка полученных знаний

Формы проведения занятий
Лекция,
объяснение,
рассказ,
демонстрация, игра, решение кейсов
Творческое задание, решение кейсов
Публичное выступление с демонстрацией
результатов работы, решение кейсов,
дискуссия, рефлексия

Методы вводного образовательного модуля
- кейс-метод, методика проблемного обучения;
- частично-поисковые методы;
- методика проектной деятельности;
- датаскаутинг.
Методы базового образовательного модуля
- кейс-метод, методика проблемного обучения;
- исследовательские методы;
- методика проектной деятельности;
- датаскаутинг.
6

1.8 Планируемые результаты
По окончании вводного/ базового модуля у обучающихся должно сформироваться
представления о сфере IT, как о необходимой деятельности, позволяющей создавать
цифровой мир и решать большинство задач с помощью вычислительных машин.
В результате обучения по данной программе будут созданы условия для
формирования у обучающихся Soft-компетенций и Hard-компетенций.
Личностные результаты

Метапредметные
результаты

- осознание себя членом одной команды;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих
ценностей;
- культура поведения и взаимоотношений в группах
«обучающийся + обучающийся» и «обучающийся +
инструктор»;
- установка на взаимопомощь в рамках наставничества;
- положительное восприятие красоты вокруг себя;
- стремление к совершенствованию предметной среды и
окружающего мира;
- оценивание результатов деятельности как личных, так и
других обучающихся с точки зрения доброжелательного
отношения к иному мнению;
- способность правильно организовать рабочее место и время
для достижения поставленных целей;
- соблюдение правил безопасного поведения на занятиях.
- способность добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя разные источники информации, свой
жизненный опыт;
- переработка полученной информации: делать выводы в
результате совместной деятельности;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего
мира, выявлять проблемы и генерировать идеи для их
решения;
- освоение навыков осознанного и произвольного построения
презентации и публичного выступления, в том числе
творческого характера;
понимание
взаимосвязи
между
потребностями
пользователей и свойствами проектируемых предметов и
процессов;
умение
анализировать
процессы
взаимодействия
пользователя со средой;
- умение выявлять и фиксировать проблемные стороны
существования человека в предметной среде;
- умение формулировать задачу на проектирование исходя из
7

выявленной проблемы;
- умение разбивать задачу на этапы ее выполнения;
- прохождение стадий реализации своих идей и доведения их
до окончательного результата;
- умение проверять свои решения и улучшать результат
проекта исходя из результатов тестирования;
- высказывание и обоснование своей точки зрения;
- умение слушать и слышать других, пытаясь принимать
иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения, договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, задавать вопросы.
Предметные результаты

- умение пользования сервисами Google и написания
грамотных запросов;
- умения пользоваться средой программирования PyCharm и
Google Colaboratory;
- знания основ языка программирования Python;
- владение базовыми алгоритмами в программировании
- оформление презентации.

1.9 Мониторинг результатов освоения программы
Процесс реализации программы сопровождается постоянным мониторингом результатов
освоения программы.
Цель - отслеживание успешности овладения обучающимися содержания программы.
Виды мониторинга и сроки проведения:
1. Входной мониторинг - вторая – третья неделя первого месяца обучения.
2. Промежуточный мониторинг - по окончании изучения темы или раздела.
3. Итоговый мониторинг - последний месяц обучения.
Мониторинг проводится с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Результаты мониторинга могут быть основанием для корректировки программы и
поощрения обучающихся.

8

Таблица 1. Мониторинг результатов освоения программы: входной, промежуточный и итоговый
Показател Оцениваемые
и
параметры

Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества

Средний
уровень

Низкий
уровень

Методы
диагностики

Форма
фиксации
результатов

Наблюдение

Диагностиче
ская карта

Высокий уровень

Soft - компетенции
Коммуник
ации

активно
общается
со
всеми
участниками
образовательного
может
процесса
- умение
донести свою
донести свою
- не идёт на точку зрения - в доступной
точку зрения до контакт
только
с форме
высказывает свою
слушателя
помощью
точку
зрения,
наводящих
- навык
вопросов
используя
публичного
аргументы
выступления
боится
выступать
-уверенно
перед
выступает перед
аудиторией
аудиторией
- умение
общаться и
строить
отношения в
группе

- испытывает
затруднения в
общении
с
одногруппника
ми
и
педагогом,

- общается с
одногруппни
ками
и
педагогом

Собеседование
Защита
проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка

Критическ
ое
мышление

Креативно
е
мышление

Работа в
команде

умеет - умеет работать с
работать
с информацией из
информацией различных
источников
анализирует, - самостоятельно
может провести
- не умеет делает
сделать
и анализ,
анализировать выводы
вывод и оценить
и
делать даёт
выводы
и собственную
оценку
с
давать
помощью
собственную
педагога
оценку

Наблюдение

- не проявляет - не ярко
творческих
выражены
способностей
творческие
способности
- всё делает по
образцу
- генерирует
идеи
не
- не умеет
отличающиес
генерировать
я
своей
идеи
новизной,
мыслит
стереотипно

проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей,
отличающихся
своей
нестандартностью

Наблюдение

- не принимает
участия
в
групповых и
командных

принимает Наблюдение
активное участие
Проектная
в
командной
работа
(групповой)

- умение
работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать
собственную
оценку вещам,
явлениям,
событиям и т.д.

-испытывает
серьёзные
затруднения
при работе с
информацией

- проявление
творческих
способностей
при создании
новых идей

- умение
работать в
команде:
находить общее

- участвует в
командной
(групповой)
работе,
но

Карта
аналогов

Диагностиче
ская карта

Исследователь
ская работа
Домашнее
задание
Взаимооценка

Проектная
работа

Диагностиче
ская карта

Игра
Мозговой
штурм
Домашнее
задание
Взаимооценка

10

инициативу
решение и
видах работы
разрешать
не проявляет
держится
конфликты на
обособленно
- по
основе
проблемным
согласования
вопросам
позиций и
принимает
учета
мнение
интересов;
большинства
формулировать,
участников
аргументироват
группы
ь и отстаивать
свое мнение;
- осознание
ответственност
и за общий
результат.
Творческа - участие в
я
массовых
активность мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного
уровня

- не принимает - принимает
участие
участие
с
помощью
инструктора
или
родителей

работе

Игра

- имеет свою Мозговой
точку зрения и штурм
умеет
её
Взаимооценка
отстаивать
- осознаёт себя
частью
единой
команды
и
понимает
ответственность
за
общий
результат

Диагностиче
проявляет Наблюдение
ская карта
интерес и активно
Портфолио
участвует
Выполнение
- самостоятельно
работы
выполняет работу
Взаимооценка

Hard-компетенции
Теоретиче
ская

- соответствие
теоретических

- владеет менее объём обучающийся Наблюдение
чем ½ объёма усвоенных
освоил

Диагностиче
11

подготовка знаний
обучающегося
программным
требованиям

Практичес
кие
умения и
навыки

- владение
специальной
терминологией

знаний,
знаний
предусмотренн составляет
ых
более ½,
программой
- знает все
- знает не все термины, но
термины
не
применяет,

практически весь
объём
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период,

- соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

- обучающийся
овладел менее
чем
½
предусмотренн
ых умений и
навыков

- владение
специальным
оборудованием
и оснащением

ребёнок
испытывает
серьёзные
затруднения
при работе с
оборудованием

обучающийс
я
владеет
более чем ½
предусмотре
нных
умений
и
навыков,

обучающийся
овладел
практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренным
и программой за
конкретный
период

- творческие
навыки

выполняет
простейшие
практические
задания
педагога

- работает с
оборудовани
ем
и
необходимы
м
оснащением
с помощью
педагога

Собеседование ская карта
Работа
над
проектом
Защита
(презентация)
проекта

- знание терминов
и умение
их Взаимооценка
применять
Наблюдение
Собеседование

Диагностиче
ская карта

Работа
над
проектом
Выполнение
творческих и
практических
работ
Взаимооценка

- выполняет
в основном
задания на
12

основе
образца

13

1.10 Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы
Итоговое подведение результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы может быть организовано в форме выставки, конкурсов, олимпиад, открытых
занятий для родителей, соревнований, игры, презентации творческих работ, самоанализа,
коллективного анализа работ, коллективной рефлексии.
Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы необходимы для подтверждения достоверности
полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения
инструктором и родителями своевременного анализа результатов. Основной
документальной формой подтверждения является диагностическая карта оценки
результатов освоения программы (Приложение №1), которая заполняется в течении
каждого года обучения.

14

2. Учебные планы
№
п/п

Раздел/тема или название кейса

Количеств
о часов
всего

Количество часов
теория

практика

Вводный модуль
1

Вводное занятие.

2

2

0

2

Кейс «Google в помощь»

2

0

2

2.1

Веб-сёрфинг без проблем

1

0

1

2.2

Электронная почта и сервисы Google

1

0

1

Кейс «Что такое Программирование?»

32

6

26

3.1

Введение в программирование

2

0

2

3.2

Знакомство со средой Google Colaboratory

1

0

1

3.3

Знакомство со средой PyCharm

1

0

1

3.4

28

6

22

4

Основы программирования на языке
Python
Кейс «Своя программа»

8

0

8

5

Кейс «Презентация»

8

1

7

5.1

Знакомство с microsoft powerpoint

2

1

1

5.2

Основы оформления презентации

2

0

2

5.3

Умения презентовать продукт

4

0

4

Кейс «Основы веб-программирования»

40

4

36

6.1

Основы работы с HTML, CSS

18

2

16

6.2

Создание сайта с помощью фреймворка
Django
Базовый модуль

22

2

20

6

Кейс «Работа над проектом»

2

2

7

Проектная деятельность

50

10

40

ИТОГО

144

25

119

3

6

15

3. Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие
Знакомство. Общая информация по организации занятий, требования. Вводный
инструктаж по охране труда, технике безопасности и правилам поведения в кабинете.
Экскурсия по кабинетам «Кванториума». Понятие «IT», актуальность и перспективы.
Раздел 2. Кейс «Google в помощь»
Тема 2.1 Веб-сёрфинг без проблем
Теория: Поисковые системы. Правила писания запросов в поисковых системах.
Практика: Составление запросов для поиска информации.
Тема 2.2 Электронная почта и сервисы Google
Теория: Виды электронной почты. Место электронной почты в современном мире.
Знакомство с полезными сервисами Google (документы, презентации и диск).
Практика: Регистрация своего почтового ящика и отправка письма соседу.
Регистрация своего Google аккаунта и работа с функционалом Google документов,
презентации и диска.
Раздел 3. Кейс «Что такое Программирование?»
Тема 3.1 Введение в программирование
Теория: Профессия программист. Программирование в прошлом и настоящем, их
отличия.
Практика: Работа в группах. Подготовка и представление образа программиста
будущего. Поиск в интернете популярные слова из сленга программистов. Подготовка
ответа на вопрос: почему я хочу в IT сферу?
Тема 3.2 Знакомство со средой Google Colaboratory
Теория: Среда разработки Google Colaboratory. Особенности среды и возможность
работы с мобильных устройств.
Практика: Тестирование функционала среды разработки Google Colaboratory и
запуск ее на мобильном телефоне.
Тема 3.3 Знакомство со средой PyCharm
Теория: Среда разработки PyCharm. Особенности и возможности среды.
Практика: Создание своего проекта в среде разработки PyCharm и тестирование
возможностей среды.
Тема 3.4 Основы языка Python
Теория: Ввод-вывод данных. Условный оператор. Типы данных. Циклы For и While.
Строковый тип данных. Списки. Функции. Модуль для создания GUI приложений PyQt5.
Практика: Написание программ для решения задач по определенной тематике.
Установка PyQt5, выполнение простейших действий с элементами интерфейса.
Раздел 4. Кейс «Своя программа»
Теория: Распределённая система управления версиями Git
16

Практика (командная работа): Реализовать мини-проект с использованием GUI (н-р,
«Числовая угадайка», «Магический шар 8», «Генератор простых паролей», «Шифр
Цезаря», «Калькулятор систем счисления», «Угадайка слов».
Раздел 5. Кейс «Презентация»
Тема 5.1 Знакомство с microsoft powerpoint
Теория: Особенности и возможности программы microsoft powerpoint.
Практика: Создание презентации и тестирование возможностей в microsoft
powerpoint.
Тема 5.2 Основы оформления презентации
Теория: Правила оформления презентаций.
Практика (командная работа): Создание и оформление презентаций для своей
разработанной программы.
Тема 5.3 Презентация продукта. Публичные выступления
Практика: Из команды выбираться несколько человек или выступают всей
командой. Подготовка речи на защиту (доклад). После выступления оценка работы
другими командами.
Раздел 6. Кейс «Основы web-программирования»
Тема 6.1 Веб-дизайн
Теория: основы веб-дизайна и эргономики веб-сайта.
Практика: создание макета интернет-магазина используя Figma
Тема 6.2 Основы работы с HTML и CSS
Теория: Структура HTML документа. Основные элементы HTML5. Работа с
формами. Основы CSS3. Селекторы. Свойства. Создание макета страницы и верстка.
Выравнивание и позиционирование. Адаптивный дизайн. Мультимедиа.
Практика: Верстка дизайна интернет-магазина
Тема 6.3 Создание сайта с помощью фреймворка Django
Теория: Особенности фреймворка Django. Базы данных. Системы управления
базами данных.
Практика: Создание проекта и приложений, работа с шаблонизатором, статические
файлы, добавление Bootstrap, работа с базой данных, редактирование записей.
Раздел 6. Кейс «Работа над проектом»
Теория: Понятия из каких ролей состоит команда и кто за что отвечает. Умения
организовывать командную работу и как грамотно распределиться по ролям.
Раздел 7. Проектная деятельность
Практика: Работа в командах над проектом.

17

4. Организационно-педагогические условия
Организация учебного процесса и материально-техническое обеспечение
программы соответствует «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14).
4.1 Кадровое обеспечение реализации программы
К образовательной деятельности по программе допускаются инструктора детской
железной дороги, имеющие опыт работы, прошедшие инструктаж по охране жизни и
здоровья детей, имеющие медицинское заключение о допуске к работе.
Инструктор должен иметь среднее/высшее профессиональное образование или
дополнительное профессиональное образование, соответствующее направленности
программы. При отсутствии педагогического образования - дополнительно
профессиональное педагогическое образование.
4.2 Методическое обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических
видов продукции:
- видео ролики
- мультимедийные презентации
- методические разработки
- подборка профессиональной литературы
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых,
обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном
поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательские методы обучения (овладение обучающихся  методам
научного познания, самостоятельной творческой работы).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся
на занятиях:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
выполнение педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ, лабораторные работы, тренировочные задания
и т.д.)
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
18

Для

4.3 Материально-техническое обеспечение
успешного выполнения кейсов потребуется следующее

оборудование,

материалы, программное обеспечение и условия:
Наименование
Учебное оборудование
Набор маркеров
Флипчарт
Презентационное оборудование
Интерактивная доска
Компьютерное оборудование
Компьютеры с ОС Windows 10 (13шт)
Программное обеспечение
Офисное программное обеспечение
Среда разработки PyCharm
Расходные материалы
Бумага А4 для рисования и распечатки
Бумага А3 для рисования
Набор простых карандашей
Набор цветных карандашей
Набор черных шариковых ручек

19

Список используемой литературы
1.

ISO/IEC/IEEE 24765:2010 Systems and software engineering — Vocabulary

2.

Когаловский М. Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / Под общ. ред.

Ю. Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. — 160 с.

3.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации,

информационных технологиях и о защите информации»

4.

ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Термины и определения

5.

ISO/IEC 38500:2015, Corporate governance of information technology: resources

required to acquire, process, store and disseminate information

6.

Информационные процессы в различных сферах деятельности // Сайт о

коммуникативных процессах Архивная копия от 2 ноября 2014 на Wayback Machine

7.

Jeremy G. Butler. A History of Information Technology and Systems (англ.). University

of Arizona. Дата обращения 2 августа 2012.

8.

Harold J. Leavitt, Thomas L. Whisler. "Management in the 1980’s" (англ.). Harvard

Business Review (1958).

9.

Информационные технологии / С. Д. Кузнецов // Излучение плазмы — Исламский

фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 493. — (Большая
российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN
978-5-85270-342-2.

10.

Substitució de fixos per mòbils Архивная копия от 25 июля 2011 на Wayback Machine

11.

Entrevista a Sebastián Muriel, director general de Red.es, analitzant la situació de la

Societat de la Informació a Espanya. 8/1/2008 (недоступная ссылка)

12.

"Bonding: 112K, 168K, and beyond" Архивировано 10 декабря 1997 года., 56K.com

13.

«Diamond 56k Shotgun Modem», maximumpc.com

14.

«The World’s Technological Capacity to Store, Communicate, and Compute

Information», Martin Hilbert and Priscila López (2011), Science (journal), 332(6025), 60-65;
free access to the article through here: martinhilbert.net/WorldInfoCapacity.html

15.

Евгения Волынкина: Информационное общество: пролёт неизбежен // Журнал

«ИКС» № 09 (2011), стр. 17

16.

Наталья Лаврентьева: Аналитики назвали отрасли с самыми быстрорастущими ИТ-

затратами в России // cnews.ru Архивная копия от 25 апреля 2015 на Wayback Machine.

20

Приложение №1
Диагностическая карта оценки результатов освоения программы
Год обучения_________________________________________________________________________________________________________
Номер группы________________________________________________________________________________________________________
Квантум_____________________________________________________________________________________________________________
ФИО инструктора____________________________________________________________________________________________________
Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень

Практические умения
и навыки

Теоретическая подготовка

Hardкомпетен
ции
Творческая активность

Работа в команде

Креативное мышление

Критическое мышление

Практические умения
и навыки

Теоретическая подготовка

Творческая активность

Hardкомпете
нции

Коммуникации

Soft-компетенции

Работа в команде

Soft-компетенции

Креативное мышление

Итоговый мониторинг
(сроки проведения)

Критическое мышление

Практические умения
и навыки

Теоретическая подготовка

Hardкомпетен
ции
Творческая активность

Работа в команде

Креативное мышление

Критическое мышление

Soft-компетенции

Промежуточный мониторинг
(сроки проведения)

Коммуникации

Входной мониторинг
(сроки проведения)

Коммуникации

ФИО
обучающихся

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».